Сергей КУЗИЧКИН

Красноярск

ПОЕЗД ПОБЕДЫ

     Шесть десятилетий спустя после полного разгрома гитлеровской Германии, 8 мая 2005 года, на Белорусский вокзал столицы вновь пришли эшелоны Победы. И вновь, как в далёком 1945-м, Москва торжественно встречала победителей.

     «Поклонимся великим тем годам…»

     Четыре майских дня по железным дорогам Белоруссии и России проходил второй этап международной общественно-культурной акции «Эшелоны Победы», организованный правительством Москвы совместно с Российскими железными дорогами, правительством Республики Беларусь и администрацией Смоленской области.
     Посвящённая 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. акция началась в декабре 2004 года на Алабинском полигоне Московского военного округа, где состоялось театрализованное действо «У главного рубежа», воссоздавшее события декабря 1941 года, когда шла битва за Москву. Более двух с половиной тысяч человек в форме времён Великой Отечественной приняли участие в спектакле. На «поле боя» были задействованы бронетехника и артиллерия, а присутствующие зрители — ветераны войны, участники обороны Москвы, руководители страны и столицы,— наблюдали за развитием событий из блиндажей.
     Второй этап начался 4 мая 2005 года, когда от Белорусского вокзала столицы в Брест отправился поезд специального назначения. Именно там, в Бресте, на крайней западной точке Белоруссии, был нанесён фашистами удар по Советскому Союзу. Брест одним из первых встал преградой на пути захватчиков и принял праведный бой. Через этот белорусский город спустя четыре года возвращались домой из поверженного Берлина солдаты Победы. В память о тех великих годах, в память о павших и живых шесть десятилетий спустя было решено сформировать символические «Эшелоны Победы», грузовой и пассажирский, которые с ветеранами войны, организаторами мероприятия, артистами, журналистами, а также с техникой того времени пройдут от Бреста через Минск, Оршу, Смоленск, Гагарин, Бородино и, как 60 лет назад, завершат свой путь в Москве, на Белорусском вокзале.
     Эту идею мэра Москвы Юрия Лужкова поддержали президент Белоруссии Александр Лукашенко, руководство ОАО «РЖД», народный артист СССР, депутат Государственной думы Иосиф Кобзон.

     «От Москвы до Бреста…»

     Четвёртого дня пятого весеннего месяца мая, в пятый год нового, третьего тысячелетия от Рождества Христова, с Белорусского вокзала столицы России, как обычно, по расписанию, в 19 часов 20 минут, с четвёртого пути уходил пассажирский поезд № 981 сообщением Москва — Брест. Однако необычность обычного и привычного движения поездов для людей, часто совершающих железнодорожные путешествия в Белоруссию и обратно, заключалась в том, что 4 мая 2005 года к платформе с надписью «Эшелон Победы» были поданы девять вагонов фирменного поезда «Россия», совсем недавно завоевавшего главный приз на смотре пассажирских поездов в Самаре. На перроне играл духовой оркестр, звучали «Майский вальс» и «Прощание славянки», танцевали люди, возраст которых подходил или уже перевалил за восемьдесят. Пожилые мужчины и женщины кружились в вальсе под музыку своей молодости, некоторые из них были в военной форме, но все — с боевыми медалями и орденами на груди.
     Суетливо было на перроне. Провожающие и сопровождающие помогали ветеранам войны занять свои места, последние приготовления делали работники вагонов-ресторанов, с фото- и телекамерами, с лёгкими сумками, в которых лежали диктофоны и блокноты, размещались в вагоне № 7 журналисты. Наверное, легче, чем остальным, было представителям железнодорожной прессы. У вагона их встречала руководитель штаба СМИ в «Эшелоне Победы» Татьяна Левоновна Пашкова и вручала проездные документы и пресс-релизы с полной, расписанной по часам, программой предстоящей акции. Вместе с корреспондентом «Московского железнодорожника» в одном купе оказались журналисты «Гудка», рядом — корреспонденты «Сигнала» и радиостанций «Маяк» и «Говорит Москва», дальше — телекомпании ТВЦ, операторы и фотокорреспонденты пресс-службы ОАО «РЖД».
     И вот поезд отходит от перрона. Снова звучит марш «Прощание славянки», провожающие машут вслед. Знакомимся с ветеранами. Среди них — Герой Советского Союза полковник в отставке Алексей Иванович Петров, прошедший войну и не получивший ни одного ранения.
      — Когда пули в меня летели, я пригибался,— шутит ветеран.— Поэтому и не был ранен. А звание Героя получил за успешную операцию на Карельском перешейке в 1944 году.
     Ирина Захаровна Перевала — старший сержант в отставке. В 1942 году ушла на фронт добровольцем. Была связистом. Медаль «За боевые заслуги» получила за Сталинград. Под Курском была награждена второй боевой наградой — медалью «За отвагу». Освобождала Польшу, Румынию, Германию.
     Немало в эшелоне и воинов-железнодорожников — ветеранов-фронтовиков со всех 17-ти дорог России, многих стран СНГ. Среди них — почётные железнодорожники, Герои Социалистического Труда Елена Мироновна Чухнюк и Пётр Алексеевич Руденко. Московскую дорогу представляет кавалер орденов Отечественной войны II степени и Трудового Красного Знамени Виктор Дмитриевич Савченко — бывший проводник пассажирских вагонов; Октябрьскую — участник Сталинградской битвы и участник Парада Победы Василий Александрович Аксёнов, в мирное время — машинист электровоза, среди наград которого — ордена Славы и Отечественной войны III степени; Западно-Сибирскую — почётный железнодорожник, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина Николай Петрович Леонченко; Красноярскую — кавалер орденов Отечественной войны I степени и Славы III степени Николай Степанович Миняйло; Украину — Николай Петрович Донченко, имеющий в числе боевых наград два ордена Красной Звезды.
     А поезд набирает ход. Уже позади Москва. Следующая остановка — в Смоленске, где эшелон возьмёт «на борт» ещё одну группу ветеранов. Приглашают на ужин в вагон-ресторан. Проходим, усаживаемся и замираем от неожиданности: через столик от нас — Александра Николаевна Пахмутова и Николай Николаевич Добронравов. Они тоже пассажиры и участники акции «Эшелона Победы». Мы улыбаемся им, они нам. Приятно улыбаются и, что ещё более приятно, вежливо обслуживают нас официанты. Все друг с другом любезны, и настроение у всех возвышенное. Впереди нас ждут три с половиной дня интересной поездки и, без сомнения, творческой работы, встречи с интересными людьми нам обеспечены. И они уже начались.
     «От Москвы до Бреста нет такого места…» — вспоминаются слова песни фронтовых корреспондентов. И эти слова мы, корреспонденты послевоенного поколения, вправе теперь отнести и к себе. Мы тоже проходим этот путь «туда» и «обратно», и хотя в несколько иное, своё время и при других обстоятельствах, но всё равно с «Эшелоном Победы», с живыми участниками сражений и победителями в той войне.

     «Молодость моя — Белоруссия…»

     Белоруссия встречала нас 5 мая приветливо и дождливо. Люди, видевшие необычный проезжающий мимо поезд, с искренней радостью махали его пассажирам. Приветливо смотрели на нас с чистеньких, ухоженных дворов с ровными выкрашенными оградами уютные хаты. Чистые улочки и переулки, убранные от прошлогодней листвы перелески и только что вспаханные поля, все как на подбор выбеленные храмы производили сильное впечатление на привыкших к унылым рукотворным придорожным пейзажам россиян. С удивлением и восхищением смотрели из окон вагонов на братскую славянскую православную Белоруссию молодые журналисты и ветераны войны. Для многих фронтовиков с «Эшелона Победы» Белоруссия стала местом, где они приняли первое боевое крещение. Некоторые из них не были в этих местах шесть десятилетий и теперь молча смотрели в окна вагонов на мелко моросящий дождь, на изменившуюся до неузнаваемости землю, на отстроенные города и посёлки, которых, кажется, не коснулись даже перемены перестроечных лет и безвременье раздела большой страны на отдельные государства.
     «Молодость моя — Белоруссия…» — неслась из динамиков радио и глубин памяти, выходила из виртуальности в реальность, проходя через сознание, время и пространство, песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова в исполнении ансамбля «Песняры». И память возвращала ветеранов в далёкие военные годы.
     Молодые фронтовые годы и память на всю оставшуюся жизнь связана с Белоруссией у фронтового разведчика, старшего сержанта в отставке Юрия Николаевича Антипенкова, награждённого семью боевыми орденами. В 17 лет он пошёл на фронт добровольцем, освобождал Белоруссию, Польшу, Восточную Пруссию.
     В боях под Витебском участвовала капитан в отставке Глафира Алексеевна Березина, впоследствии — заслуженный врач. На её гимнастёрке — боевые ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также орден «Знак Почёта» за труд в мирное время.
     Под Оршей и Витебском воевал полковник в отставке Пётр Константинович Ковалёв. Четырежды был ранен. Среди его наград — ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги».
     Белорусская земля стала родной и для сержанта Сергея Павловича Романова, рядового Эли Эрзавича Хузмана, сражавшегося в составе 2-го и 3-го Белорусского фронтов, подполковника Ивана Яковлевича Ткачёва, старшего сержанта Григория Антоновича Поповича, впоследствии радиожурналиста. Воевал под Брестом кавалер ордена Славы рядовой Алексей Григорьевич Шатров.
     К 10 часам утра по белорусскому времени поезд прибывает на станцию близ города Бреста. Согласно плану мероприятия, там происходит пересадка пассажиров поезда — участников акции на сформированный «Эшелон Победы». На запасном пути уже стоят два состава и паровоз под парами. Артисты Государственного академического ансамбля песни и пляски внутренних войск России под руководством генерал-майора Виктора Елисеева в форме солдат военной поры готовы к театрализованному действию. Журналистов специальным автобусом увозят на вокзал Бреста, а ветераны войны занимают свои, на этот раз уже постоянные, места в пассажирских вагонах эшелона.
     Усиливающийся дождь не помешал празднику. С зонтами и без них на привокзальной площади Бреста собрались встречающие эшелон. Почётные люди города, фронтовики, юные артисты вышли к первой платформе. Здесь же, среди встречающих, композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов, Андрей Дементьев, Лариса Васильева, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Людмила Шевцова, начальник генеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» Виктор Попов, председатель Брестского облисполкома Константин Сумар. Минуты волнительного ожидания — и вот, подав пронзительный гудок, на вокзале появляется паровоз с грузовыми вагонами. На платформе — легендарный танк Т-34, на вагонах плакаты: «Мы победили!», «Враг разбит», «Домой, на Родину!!!». Из вагонов приветливо машут собравшимся молодые солдаты и солдатки.
     «Ура-а-а!» — гремит над вокзалом, заглушая музыку оркестра. А на платформе уже образовалась импровизированная сцена, на которую спрыгивают из вагонов артисты, и начинаются пляски, песни, звучат громкие частушки военных лет.

«Весна сорок пятого года,
Как ждал тебя синий Дунай,
Народам Европы свободу
Принёс жаркий солнечный май.
На площади Вены спасённой
Собрался народ — стар и млад,
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс «Венский» играл наш солдат…»

     Льётся песня в «Майском вальсе» музыкой Игоря Лученка и словами Михаила Ясеня над эшелоном, над дождём, над Брестом, над Белоруссией. Грузовой эшелон меняет пассажирский поезд, и на перрон Брестского вокзала выходят приехавшие из Москвы ветераны. Несмотря на дождь, светлеют лица встречающих и приехавших. Рукопожатия, дружеские объятия. Кто-то кого-то узнал, встретившись после многолетней разлуки. Здесь и слёзы радости, и слова благодарности за Победу, за возможность встретиться, за организованную поездку. К микрофону подходит Герой Советского Союза генерал армии Валентин Иванович Варенников. Это он, возвращаясь из Германии в Россию через Брест, спешил на Парад Победы, где ему было доверено идти со Знаменем Победы. Это Знамя и сегодня прибыло с эшелоном в город Брест. Боевой генерал от имени Героев Советского Союза и кавалеров Ордена Славы, депутатов Госдумы России поздравил всех ветеранов войны с праздником, заметив, что большой ценой далась Победа советскому народу и Белоруссии в частности.
     — На Белоруссию, Украину и Россию пришёлся главный удар врага. И мы выстояли. Выстояли в то время, когда Европа уже пала под натиском фашистов. Мы выстояли и освободили Европу,— сказал Валентин Иванович.
     Потом слово взял человек, которого знает каждый житель России и Белоруссии как исполнителя многих военных песен, которые вот уже более трёх десятков лет поют в народе, включают в свой репертуар профессиональные и самодеятельные артисты,— народный артист СССР, художественный руководитель проекта «Эшелоны Победы» Иосиф Кобзон.
     «Поклонимся великим тем годам…» — запел он громко, профессионально, доходчиво и убедительно, как пел и десять, и двадцать лет назад. Как пел, несмотря на мороз, на отрытой площадке в декабре прошлого года на Алабинском полигоне. Так же убедительно и доходчиво говорил он и на состоявшейся после встречи эшелона пресс-конференции, когда речь зашла о роли Советского Союза во Второй мировой войне:
     — Как бы ни старались в Европе и Америке занизить роль нашей страны в победе над фашизмом, им это не удастся. Берлин брала Красная Армия, знамя Победы над поверженным рейхстагом подняли советские солдаты, и капитуляцию Германии принимал не американский, английский или французский генерал, а советский маршал — Георгий Константинович Жуков. Советский народ внёс решающий вклад в победу.
     После обеда участников «Эшелона Победы» ждала поездка в Брестскую крепость. Там состоялась встреча ветеранов с президентом Белоруссии Александром Лукашенко и мэром Москвы Юрием Лужковым. Несмотря на то, что к тому времени лил почти проливной дождь, ветераны, надев на себя дождевики, мужественно перенесли непогоду, компенсировав это близкой встречей и общением с руководителями Республики Беларусь и столицы России, а затем — за ужином в кафе «Цитадель» — фронтовыми ста граммами и гречневой кашей с мясом.
     Насыщенная мероприятиями программа пребывания в Бресте завершалась театрализованным концертом у мемориального комплекса «Брестская крепость».
     Первый день пребывания на белорусской земле стал памятным для российских журналистов ещё и тем, что их поздравили с Днём печати. Профессиональный праздник журналистов и полиграфистов в этой стране по-прежнему отмечается в мае — в день появления в свет первого номера газеты «Правда».

     «Ехал я из Берлина…»

     А второй день акции начался незапланированным митингом на станции Перемыслищи, где «Эшелон Победы» остановился для переформирования. Перед собравшимися людьми, встречающими ветеранов, выступили председатель Совета ветеранов стран СНГ адмирал флота Алексей Иванович Сорокин, участник боёв в Белоруссии, поэты Андрей Дементьев и Николай Добронравов. О роли воинов-железнодорожников и железнодорожного транспорта в годы войны рассказал начальник пассажирской дирекции ОАО «РЖД» Виктор Попов, поздравивший от имени компании «Российские железные дороги» и её президента Геннадия Матвеевича Фадеева ветеранов войны и тружеников тыла.
     Пасмурным небом с накрапывающим из него дождём, то усиливающимся, то притихающим, встретил 6 мая «Эшелон Победы» и Минск. Стольный город Белоруссии, почти разрушенный во время войны и восстановленный из руин, теперь один из самых аккуратных и чистых городов Европы. Тысячи людей приветствовали солдат Победы на железнодорожном вокзале, улицах города, на площади Победы, где происходили возложение венков у обелиска и торжественный митинг. Возложение венков прошло в тот день и у Кургана Славы, куда заехали участники акции по пути к мемориальному комплексу «Хатынь».
     Хатынь — название этой белорусской деревни происходит от слова «хата». Небольшая деревня в 26 дворов была дотла сожжена фашистами 22 марта 1943 года и стала известна всему миру. Мемориальный комплекс «Хатынь» — памятник всем уничтоженным во время Великой Отечественной войны городам и деревням на территории бывшего Советского Союза. Только в Белоруссии оккупанты превратили в руины 209 городов и посёлков. 86 из них, как и Хатынь, были сожжены. Печальный колокольный звон звучит над Хатынью днём и ночью, не давая забыть о жертвах Второй мировой.
     Программа пребывания в гостеприимной столице Белоруссии участников международной общественно-культурной акции «Эшелоны Победы» завершается большим гала-концертом мастеров искусств Республики Беларусь и города Москвы на Октябрьской площади в Минске.
     И вот уже поезд идёт дальше по белорусской земле — по маршруту поездов, возвращавшихся из Берлина в Москву через Брест, Минск, Смоленск. Следующая остановка — уже солнечным утром 7 мая в городе Орше. Небольшая узловая станция во время войны стала центром партизанского движения. Партизаны под руководством железнодорожника Константина Заслонова вели борьбу с оккупантами в тылу врага, пуская под откос немецкие эшелоны, взрывая подъездные пути.
     Отдавая дань героям-партизанам, ветераны войны и школьники возложили цветы к памятнику легендарного командира Константина Сергеевича Заслонова. Короткий митинг сменяется концертом участников художественной самодеятельности. Организаторы — городской отдел культуры и ДК железнодорожников. Как ни жалко расставаться с приветливыми оршанцами, с землёй Белоруссии, но путь «Эшелона Победы» расписан по часам. И вот уже по-военному звучит команда: «По вагонам!» — и эшелон отходит от перрона. Теперь его путь — к российской границе, к Смоленску.

     «А степная трава пахнет горечью…»

     Над Смоленском — солнце, и всё готово к встрече «Эшелона Победы». Большая сцена и широкая площадка возле неё у железнодорожного вокзала — есть где развернуться и артистам, и организаторам. Эшелон прибывал в город после полудня, но люди с самого утра потянулись к вокзальной площади. Не каждый день проходит через российский город эшелон с солдатами Великой Отечественной. Последний раз это было 60 лет назад, и если опоздать сегодня, то есть риск больше никогда не увидеть подобного поезда.
      И вот суету субботнего дня накануне юбилейного праздника Победы пронзает паровозный гудок. Встают со своих мест смоленские ветераны войны, расположившиеся напротив трибуны, люди с нетерпением и любопытством вглядываются вдаль — туда, откуда слышен уже почти забытый гудок паровоза.
     — Едут! Едут!
     Ещё один пронзительно-долгий гудок — и из клубов пара появляется эшелон.
     — Ура-а! — не звучит, а висит в воздухе. Выпрыгнув из вагонов, буквально рассыпаются по площади солдаты-артисты, звучат баян и гармошка, звенят частушки и льются задушевные песни. И кружит, и кружит над древним русским городом, видевшим и Отечественную войну 1812 года, и войну 1941 — 1945 гг., вальс Победы. И, не стыдясь, вытирают слёзы участники Второй мировой и люди, родившиеся в послевоенные годы.
     Да, немало видела смоленская земля за свою историю. Отсюда ушёл на фронт молодой солдат Николай Егоров, который вместе с парнем из Грузии Мелитоном Кантария поднял Знамя Победы над Берлином. Об этом говорили на встрече с участниками «Эшелона Победы» губернатор Смоленской области Виктор Маслов и другие выступающие. Говорили и о том, что ещё не все солдаты, погибшие на Смоленщине, обрели своё последнее земное пристанище, что благодаря бойцам поискового движения «Долг» были найдены останки и установлены фамилии ещё нескольких солдат, защищавших Родину. Накануне Дня Победы защитники Отечества были с почестями похоронены. А сколько ещё лежит безымянных солдат, считавшихся пропавшими без вести, в местах, где проходили бои. В лесах, полях, степях.
     А степная трава всё так же, как и 60 лет назад, пахнет горечью, и звучит над полночью и над рассветом эхо прошедшей войны. «Война не окончена, пока последний её солдат не похоронен»,— слова эти спустя шесть десятилетий по-прежнему пеплом и прахом погибших защитников стучат в сердца потомков. Стучат они и на Кургане Бессмертия в Смоленске, и на мемориальном комплексе в Ельне, где проходили церемонии возложения венков в память о погибших и ушедших после войны солдат и офицеров Красной Армии. Напоминают памятниками во многих городах и сёлах России, где проходила линия фронта, и там, где не было войны. Не дают забывать.
     Митинги и торжественное возложение венков и цветов в память о погибших воинах прошли на местах остановок «Эшелона Победы» в городах Гагарин и Бородино.

     «Помнит сердце, не забудет никогда…»

     Первым на Белорусский вокзал столицы прибыл грузовой эшелон. Под парами подошёл он к пятой платформе вокзала, оставляя четвёртый путь для поезда пассажирского, с ветеранами войны. Отправившись с этого же пути четыре с половиной дня назад, поезд вернулся сюда же, доставив бесценный груз — победителей Великой Отечественной войны. Доставил он на площадь Белорусского вокзала Знамя Победы, прошедшее с «Эшелоном Победы» от Бреста до Москвы. И здесь с почётом доставили его воины современной Российской армии к трибуне на площади Белорусского вокзала. Здесь участников акции «Эшелоны Победы», как и в далёком теперь 1945 году, торжественно встречали жители столицы. На трибуне — мэр Москвы Юрий Лужков, члены правительства Москвы, руководители ОАО «РЖД». Председатель координационного Совета ветеранов стран СНГ адмирал Алексей Сорокин отрапортовал мэру Москвы о том, что «Эшелон Победы», пройдя по маршруту Брест — Минск — Орша — Смоленск — Гагарин — Бородино — Москва, успешно выполнил поставленную перед ним задачу, доставив участников акции в город-герой Москву, и от имени всех участников акции выразил благодарность правительству Москвы и лично мэру столицы за организацию этого патриотического мероприятия, а также попросил отметить бригаду работников ОАО «РЖД», обслуживающих эту акцию.
     — Товарищ адмирал флота, рапорт принял! — ответил мэр, пожимая руку и обнимая боевого адмирала.
     — Знамя Победы внести! — раздаётся команда, и под звуки марша Знамя вносят на трибуну.
     По мнению ветеранов-железнодорожников, прибытие «Эшелона Победы» возвращает их в памятный сорок пятый. Ведь во время войны железнодорожные эшелоны внесли свой весомый вклад в Победу.
     Уже на второй день войны на железной дороге был введён воинский график движения, и за короткий срок в тыл было эвакуировано более 18 миллионов человек, треть из которых — дети. Перевезены в тыл тысячи тонн оборудования крупнейших заводов. Для обеспечения фронта понадобилось около 20 миллионов вагонов. 120 тысяч километров разрушенного пути восстановили за время войны железнодорожники. Перед началом Берлинской операции в короткий срок под Берлином было восстановлено 80 километров пути и несколько десятков железнодорожных мостов. Маршал Георгий Константинович Жуков, отмечая работу железнодорожников, написал краткую, но ёмкую резолюцию: «Молодцы!» Другой маршал Советского Союза, Василий Иванович Чуйков, писал: «Когда я вижу человека в железнодорожной форме, я знаю, что этот человек с передовой». В годы войны 28420 железнодорожников были удостоены высоких правительственных наград, 125 стали Героями Социалистического Труда, семь — Героями Советского Союза, 11 — полными кавалерами ордена Славы. 253 ветерана Великой Отечественной и труженика тыла работают и сейчас в акционерном обществе «Российские железные дороги».
     Поздравления ветеранов продолжились праздничным концертом мастеров искусств и чествованием фронтовиков в Екатерининском парке Москвы.
     «Эшелон Победы» завершил свой путь. К прошедшим тысячи километров паровозам и вагонам подходили молодые и пожилые люди. Многие фотографировались на память. И для большинства из тех, кто пришёл на Белорусский вокзал 8 мая 2005 года встретить поезд Победы, день этот останется в памяти на всю оставшуюся жизнь. И как бы ни звучало это пафосно, годы спустя нынешние молодые с гордостью смогут сказать своим детям и внукам: «Я встречал эшелон Победы!»

4–10 мая 2005 года
Брест—Минск—Смоленск—Москва