Алла ЕЛЕСИНА
учёный секретарь КРОО «Русское общество», учитель русского
языка и литературы, отличник народного просвещения
«ВЕНЦЫ»

О новом сборнике стихотворений и поэм красноярского
поэта Александра Илларионовича ЩЕРБАКОВА

     Большой интерес как у читателей старшего поколения, так и у молодёжи вызвал вышедший в свет в 2007 году сборник стихотворений красноярского поэта Александра Илларионовича Щербакова под очень коротким, но ёмким по своему значению названием — «Венцы». Сам же поэт в обращении к своим читателям поясняет смысл названия и логику расположения стихотворений в сборнике согласно заявленным в одном из них строкам: «венцами в срубе строки примерял», т.е. автор начинает сборник «снизу» — с первоначальных своих стихов, считая, что «сруб» без них был бы неполным. «Толщину» каждого «венца» (а их в сборнике пять) он определяет в десять лет «чисто произвольно», «приписывая» те или иные стихи к определённому десятилетию согласно определённой духовности, настроению «достопочтенной действительности», дабы они были «понятны и вразумительны» читателю.
     Читать стихи в сборнике можно с начала, знакомясь с первоначальным творчеством поэта, а можно послушаться совета автора — и начать знакомство с его стихами с конца, с «момента истины», когда пройденный жизненный путь значительно прибавил колорита таланту, позволил поэту «чётче проявить свою внутреннюю суть».
     Я последовала совету автора.

     Из цикла «1999 — …» следует отметить стихи, наполненные горечью и болью за Россию; Щербаков взращён сибирской глубинкой «Руси великой», он жил и сейчас живёт её страданиями и успехами, её славой и болью; он глубоко проник в существо национального духа родной земли. Поэт искренне гордится своим крестьянским происхождением, часто в стихах вспоминая свою малую родину — деревню Таскино.
Он пишет:
«Мой род пахал извечно землю
У Жигулей и у Саян,
И я в душе горжусь доселе
Происхожденьем из крестьян».
     В его стихах нет пафоса, громких слов о любви к Родине, но в каждой строке чувствуется глубокий, истинный патриотизм. В стихотворении «Нашествие» мы читаем:
«Только вера отцов соберёт
Нас, сегодня рассыпанных в мире,
И воспрянет единый народ
От Карпат до таёжной Сибири».
Или в стихотворении «Ставка Руси»:
«Русь процветала, пока
Ставила на мастака.
Русь презирала века
Чудище-ростовщика»..
     Его стихотворения, рождённые переживанием и болью за то, что происходит в родном Отечестве, заканчиваются верой в победу разума русского народа:
«Я не хватаюсь за дреколье,
Но… не ручаюсь за народ», —
или:
«Но жива ещё Держава,
И народ пока живой —
Будет дело под Полтавой,
Будет дело под Москвой!», —
или:
«Вот минет смута, и возвышен
Тот будет снова, кто пахал».
     Зрелая гражданская позиция поэта ярко и смело выражена в стихотворениях данного периода. Среди них обращают на себя внимание и заставляют задуматься и те поэтические произведения, в которых автор касается темы поэта и поэзии. Щербаков живёт вместе с нами на нашей грешной земле, был участником всех событий, которые происходили в России, поэтому тема своего предназначения — как поэта — для него тяжела, болезненна, она пережита и переосмыслена не единожды, сопряжена с многообразными явлениями нашей действительности. Свою судьбу автор осознаёт как часть русской истории и современности.
Он пишет:
«Буду счастлив вполне и тогда,
Если за сердце трону кого-то,
Если скрашу кому-то досуг
Немудрящим, но искренним словом… ………………………………………
…И добро устоит перед злом…», —
или:
«Предпочитал дар речи всем дарам
И свято верил в то, что слово лечит».
В некоторых стихах (как мне кажется) звучат нотки отчаяния и безысходности:
«В прозябанье на свете этом,
В ожидание света того…
На посаженный голос поэта
Нету отклика ни от кого».
Но не таков поэт, он силён духом, он верит в силу своего служения народу:
«Мне заповедано служенье
Пером народу моему,
Борьбы извечной продолженье
За свет, что разгоняет тьму».
     Уверенность в силе поэзии слышит читатель в этих строках автора.
     Данный цикл стихотворений — самый высокий «венец» таланта, мудрости, нравственности, честности и открытости читателю и самому себе Александра Илларионовича Щербакова — поэта и человека.

     Следующий «венец» от конца сборника определён условным десятилетием «1988 — 1998»
.
     В него вошли как отдельные стихи поэта, так и миниатюры под названием «Крупицы соли». Первое стихотворение «Начало», которое открывает данный цикл, является как бы пророческим, в его строках звучит весть о грядущей беде:
«Но вот — село за перевалом,
Начало всех моих начал.
Над лесом солнце воссияло
И чёрный ворон прокричал».
     Это период горьких и тяжёлых переживаний, это период огромных политических и социальных перемен в стране. В стихах находит отражение и чернобыльская беда. Не случайно в данный период времени появляется стихотворение «Снятся лошади»: по преданию, видеть лошадей во сне — ко лжи… Кругом ложь, предательство, измена…
Новый мир непонятен поэту, он пишет в отчаянии:
«Мир обезумел. Это ясно.
Иначе как его понять? ……………………………………
Он хищным стал, подобно волку,
И изворотливым, как змей. ……………………………………
О, этот мир не даст пощады
Ни старику, ни сироте».
     В то же время поэт протестует против засилья западной «культуры», западного образа жизни. Он против разрушения русских устоев, русских традиций, культуры, языка. Сильным в его нравственном порыве является стихотворение «Русское слово»:
«Неужто и впрямь победит чужебесье
И русское слово задушат?»
Поэт верит в возрождение России, в стихотворении «Иван-чай» он пишет:
«Встаёт он первым, примечай,
Среди обуглившихся гарей
Огнеупорный иван-чай».
     А что народ? В это смутное время трудно разобраться и определиться в своих мыслях, чувствах, действиях, но поэт в стихотворении «Печальники России» чётко определяет сущность, стержень русского человека:
«…мы будем по-русски тверды и скромны», —
или:
«Мы живём Благодатью, той русскою Правдою,
Что дарует и волю, и труд, и покой. ………………………………………………
Мы простой, безответный, но гордый народ»..
     В стихах данного периода потянуло поэта «поразмышлять о душе», сквозит тема грусти об отчем доме, и в то же время он взывает к землякам:
«Оглянись-ка, земляк, посмотри, дуралей,
Что они сотворили с тобою. ………………………………………………
А теперь всё, что было, быльём поросло… ………………………………………………
Чем ответишь ты ей, кроме вздоха?»
     Автор тяжело переживает разорение и ограбление России, в его стихах находит отражение и социальная несправедливость: в умирающих сёлах «не пашут, не жнут», а «города праздно жиреют»; пустеет тайга. В строках стихотворений сквозит горькая обида за русский народ, который «нахлебался свободы» и остался нищим. Поэт просит у своего отца за всё это безобразие прощения — за то, что «не защитил я честь твою», за то, что допущено разорение России.
     В данном цикле также помещены стихи, отражающие сущность труда поэта. Щербаков хорошо понимает, что в пору «скандалов и митингов» его поэзия — не для широкого круга читателей, но он верит в то, что человек мыслящий, человек разумный не должен спешить с выводами, он должен разобраться в происходящем:
«Пора для раздумий неспешная
Встаёт из-за гор за окном,
Светясь, как во взоре ослепшего,
Прозренья янтарным пятном».
     В миниатюрах, которые получили название «Крупицы соли», — очень ёмкие, точные, иногда горько-иронические строки — о труде поэта:
«…летописец собственной души,
В другой душе я тоже след оставлю»;
«Немножко б денег… и не надо славы»;
«Наши книжки без кожи…
Как и авторы их»;
— о судьбе России:
«Гудят над просторами колокола,
Гудят…
Да печальные очень»;
«Победят ли силы чёрные?
Неизвестно никому»;
«Да так ли мы сознательны с тобой?
Нам прихоти свои дороже братства»;
— о вечном на земле:
«Человеку две тысячи лет
Говорят: согрешил — так покайся.
Он привычно грешит…»;
«Зачем, о люди, мечетесь во мгле?»;
«Проживу неизвестным поэтом
И уйду неизвестно куда».
Многие четверостишия в миниатюрах уникальны по своему замыслу и поэтической форме:
«Жаль, что художник сей — не мастер,
И не художник — мастер тот.
Мешают эти два несчастья
Искусству двигаться вперёд».
     Ещё более низкий к основанию «венец» включает в себя временной отрезок «1977 — 1987». Сюда вошли стихотворения и поэма «Здравствуй, верба!».
     В стихах данного периода мы встречаем произведения присущей уже автору темы — любви к своему отчему дому, малой родине, Отечеству; стихи о природе. Очень впечатляют строки, в которых автор переживает, называя «смертным грехом», своё первое убийство на охоте живого существа — дятла. Ему стыдно за себя, стыдно за применение силы к беспомощному, слабому живому существу.
     Это своего рода гимн единству человека и природы. Многие стихи посвящены воспоминаниям о войне; нашла отражение в стихах данного периода и любовная лирика; рассуждает автор и о своей доле поэта; сибирская красота природы и её особенность отражены поэтом в стихах о временах года.
     Поэма «Здравствуй, верба!» переносит нас в весеннее время года на родину поэта, где читатель вместе с автором переживает нахлынувшие и переполнившие душу чувства:
— тревоги от предстоящей встречи с родной землёй;
— вины перед могилами родителей за долгое отсутствие в отчем доме;
— радости за кипящую в колхозе жизнь;
— горечи и щемящее чувство воспоминаний о детстве в опустевшем и заброшенном родном доме, о русской печи, в которой пекли «хлебушек», вскормивший поэта;
— гордости за своих земляков, которые не покидали колхоз, и тех, кто вернулся назад строить свою жизнь на земле;
— нежности к своей первой любви — однокласснице Верочке, «подружке юношеских лет»;
— стыда и укора себе за то, что заблудился в родном Марьином логу:
«Стою. Как филин, головой верчу
     И на свою забывчивость ворчу»;
— жгучей и трепетной благодарности заветной вербе в «низеньком березняке», куда тянуло поэта в минуты переживаний, тревог и радости:
«Спасибо, верба, за твоё участье,
Спасибо за сочувствие ко мне.
Дай тоненькую веточку на счастье,
Пусть светит в городском моём окне»..

     В следующем «венце», отмеченном временным отрезком «1966 — 1976», помещены стихотворения поэта, отражающие личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, характерные, типичные, понятные и близкие всем людям того периода. В лирических стихотворениях Щербакова заключены общечеловеческие духовные ценности, но в них отчётливо вырисовывается и образ самого поэта. Ряд стихотворений посвящён благородному труду колхозников.
«Посевная» — чувствуется волнение и переживание за начало весенних работ на полях:
«Посевная. День весенний.
День, который кормит год»..
«Шофёр»:
«Перегуд машин в хлебах.
Вихри пыли на просёлке,
Привкус гари на губах».
«Хлебопашцу»:
«Мы плоть от плоти хлеборобы… ………………………………………
Мы копим только лишь надежды
На светлый день, на урожай».
Заботами страны живёт поэт, гордится своим крестьянским происхождением.
«Пахарь»:
«Я сибиряк,
Потомственный чалдон… ……………………………
Опять страда
В моём лесном краю».
«Хлеб Родины»:
«…Припомню я под гул комбайнов
Весомость первых трудодней».
     С чувством глубокого самосознания и благодарности пишет Щербаков о защитниках Родины в стихотворениях «Девятого Мая», «День Победы». Чувством любовных переживаний переполнены строки стихотворений «Разлука», «Последнее письмо». Большое желание писать и в то же время ответственность за свои труды чувствует читатель в стихотворениях «Перо», «Талант», «Художник». Лирика поэта данного периода — отклик на многообразие жизненных явлений, окружавших автора в то счастливое для него и его народа время.

     В самый нижний «венец» поэтической пирамиды А.И. Щербакова, отмеченный периодом «1955 — 1965», помещены лирические стихотворения, отрывки из поэмы «Над Каном седым» и цикл стихотворений «О Серёжке из Таёжки». Особое внимание читателя привлекает стихотворение «Пушкину». Это некий старт поэтического творчества автора:
«А сегодня мне за восемнадцать.
В институте встретились мы снова.
И теперь нам больше не расстаться —
Понесу в народ твоё я слово».
     Щербаков — поэт действительности. В его поэтических произведениях биографические факты всегда сопряжены с многообразными явлениями советской и постсоветской действительности, которые широко вошли в его поэзию.
     Собственный духовный рост осознан им на фоне изменения жизни в России; его стихи запечатлели и его личный мир, и внутренний мир его современников.
     Особенность структурного расположения «венцов» в сборнике автора заключается в том, что без начальных-первых-нижних, которые являются крепким фундаментом щербаковской поэзии, не было бы последних-верхних, которые явились глубоким анализом зрелости чувств, совести, переживаний, сомнений и убеждений поэта. Смело могу сказать, что Александр Щербаков — народный поэт. Содержание его стихов близко и понятно каждому из нас; написаны они просто, легко и эмоционально; они будут доступны всякому, кто откроет страницы сборника. Стихи волнуют чувства и будоражат мысль, заставляют задуматься о своём месте в этой жизни, о хлебе насущном, о земле родной, об отчем доме, о земной любви.
     А.И. Щербаков часто встречается с читателями, выступает на встречах, праздниках, читает свои стихи, беседует с молодёжью. Отрадно, что молодые читатели внимательно слушают поэта, знают его имя и читают его произведения. Уверена, что сборник стихотворений и поэм «Венцы» обязательно найдёт своих читателей среди людей разного возраста, а для молодёжи — это поэтический учебник истории России и жизни русского народа.

Ноябрь 2007 г.