Наталья ГОРБАЧЁВА

ПУТЬ ХУДОЖНИКА

      Евгений Александрович Шепелевич родился 24 декабря 1927 года в селе Каратуз Красноярского края. Позже семья переехала жить в Минусинск. По воспоминаниям художника, детство было очень тяжёлым. Отца арестовали в 1938 году и приговорили к высшей мере наказания. О реабилитации отца Евгений Александрович узнает только в 1990 году, незадолго до своей смерти. Мать после продолжительной болезни умерла, и маленький Женя со своими сестрёнками с 1938 года воспитывался в детских домах.
     Кто из нас в детстве не испытывал того состояния, когда кажется, что никто тебя не понимает, когда чувствуешь себя самым одиноким на свете? Евгению Александровичу пришлось пережить это особенно остро. Может, поэтому он и взялся за карандаш. Из ведомости по успеваемости ученика 5-го класса Евгения Шепелевича: «Рисование — отлично». Из характеристики на воспитанника Минусинского детского дома Евгения Шепелевича: «Евгений — член редколлегии стенной газеты. Очень любит рисовать».
     В 1946 году Евгений Александрович поступил в Красноярскую художественную школу им. В.И. Сурикова. Он закончил её за год! Согласитесь, для того чтобы за такой короткий срок пройти программу, рассчитанную на 4 года, надо иметь завидное упорство и незаурядные способности. Вот что вспоминает преподаватель художественной школы Тойво Ряннель: «…Среди учеников, с которыми мне пришлось работать в послевоенные годы, выделялся Евгений Шепелевич. Не тем, что он был самым маленьким среди взрослых парней, недавних солдат, а каким-то озорным отношением к искусству, неожиданным видением мира. Для него словно не существовало трудностей, он ставил в своих внеклассных рисунках сложные художнические задачи и часто решал их профессионально. Помню поразивший нас, преподавателей, лист: это была зимняя тайга на Кемчуге и снегопад — не только сотни снежинок, а тайга и снегопад, овеянные ясной лирической грустью автора. Он витал где-то в облаках или тайге, всегда весёлый, немножко рассеянный, очень стойкий к голоду и ко всяким мальчишеским невзгодам».
     После окончания художественной школы Евгений Шепелевич приехал в Кемчугский детский дом работать преподавателем. Это был 1948 год. И тогда он решил серьёзно заняться творчеством.
     Из воспоминаний В. Мешкова: «…Тайга, заняв все холмы, подступила к самой станции Кемчуг. Множество тропинок петляет по её неизведанным чащобам. На этих тропинках в любое время года можно повстречать невысокого светловолосого паренька, неразлучного с этюдником. Он знает тайгу не хуже любого охотника, только ходит туда не с ружьём, а с кистями и красками…»
     В Кемчуге он и встретил свою любовь — юную воспитательницу из блокадного Ленинграда. Образовалась семья, родились две дочки — Татьяна и Наталья. По воспоминаниям дочерей, домой к ним приезжало много художников: Б.Я. Ряузов, Т. Ряннель, Р. Руйга, А. Поздеев, В. Мешков и др. Было много чудесных вечеров, и разговоры велись только об искусстве. Именно здесь, в Кемчуге, при непосредственном участии художника, была создана первая в Сибири сельская картинная галерея.
     Первый, пусть ещё незначительный, успех пришёл после первой Краевой художественной выставки в 1955 году. Евгений Шепелевич показывает два карандашных рисунка и этюд маслом. А на следующий год его работы участвуют в крупной выставке художников Сибири и Дальнего Востока. Так началась активная творческая биография Е. Шепелевича.
     В 1959 году по ходатайству краевого отделения Союза художников Евгения Александровича отправляют на подмосковную творческую дачу. Именно там Шепелевич, овладев техникой офорта, создаёт свои первые, с неповторимым почерком, графические листы.
     Когда развернулось строительство Красноярской ГЭС, художник приехал в посёлок гидростроителей на постоянное местожительство. Сибирская природа, труд строителей, создающих на бурном Енисее гидростанцию, стали его главной темой. Он создаёт серию портретов строителей, индустриальных пейзажей. Его графические листы «Енисей покоряется», «Археолог в Хакасии», «От Красноярской ГЭС до Красноярска» участвуют во второй, третьей, четвёртой Всесоюзных выставках эстампа в Москве, а офорты, гравюры, рисунки и акварели являются историческим и художественным отражением великой стройки.
     Он начинает работать преподавателем рисования в школе-интернате Дивногорска, затем переходит в Управление механизации Красноярской ГЭС художником-оформителем. Много и плодотворно работает над темой Дивногорска, историей строительства Красноярской ГЭС. Из характеристики на художника Е.А. Шепелевича, написанной председателем Правления Красноярского отделения СХ РСФСР Б. Ряузовым: «Активно и большим количеством работ тов. Е.А. Шепелевич всегда участвует на краевых выставках. Живя и работая в Новом городе, Е.А. Шепелевич много сил и энергии вкладывает в оформление города и участвует в общественной жизни. Художник-коммунист Е.А. Шепелевич достоин быть в рядах членов Союза художников СССР».
     В 1964 году в Москве Евгения Шепелевича принимают в члены Союза художников СССР.
     Вот какую оценку работам художника дал известный советский график О. Верейский:
     «…С чем бы Вы ни сталкивались, всё окружающее Вас Вы воспринимаете как художник, то есть виденное занимает Вас не только как значительное событие, как привлекательный сюжет, пейзаж, персонаж. В Вашем сознании сразу возникает художественное решение каждого сюжета. Это очень важно. Именно обладая способностью сразу находить художественный язык для выражения своей мысли (чем, впрочем, обладают далеко не все художники), Вы так легко оперируете техникой офорта в самых разных случаях. Эта техника в равной степени передаёт в Ваших работах и характер человека, и жёсткость металлических конструкций, и состояние природы. А разнообразие приёмов, так хорошо изученных Вами, позволяет каждый раз делать крутые акценты. Офорт для Вас стал естественным разговорным жанром, богатым интонациями и нюансами.
     Кроме того, Вы свободно, непринуждённо рисуете, у Вас нет монотонных, механических тушёвок, штрих живой и разнообразный…»
     Е. Шепелевич очень много работал. Много сил и времени отдавал оформительской работе. Он первым в крае применил металлографию и использовал её в оформлении ДК «Энергетик», Дома политпросвещения в Красноярске, дивногорского Дома Советов.
     В последние годы своей жизни Евгений Александрович всё больше пробует свои силы в живописи, где показал себя художником, удивительно тонко чувствующим цвет. Работа «Смог» воспринимается как предупреждение об опасности. Она говорит о защите природы и всего живого, о земле. Клубы удушающего смога разрывает порыв ветра, и на мгновение проглядывает кусочек неба — удивительно акварельный и чистый, как маленькая надежда, что ещё не всё потеряно.
     Евгений Александрович именно в этот период жизни особенно остро чувствует и воспринимает состояние природы, негативное влияние на неё человека, необратимые последствия варварского обращения с ней, что находит отражение в его картинах «Обречённые», «Они умирают стоя».
     Сейчас произведения Евгения Александровича Шепелевича находятся в Историческом музее в Москве, в картинной галерее Комсомольска-на-Амуре. Около двух десятков офортов приобрёл Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Коллекция работ находится в фондах дивногорского Художественного музея.
     Дочери Е.А. Шепелевича передали часть работ в дар Детской Художественной школе, которая носит имя Е.А. Шепелевича.
     Умер Е.А. Шепелевич 14 сентября 1993 года и похоронен на Аллее Славы дивногорского городского кладбища.

Дивногорск