ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ ЕНИСЕЙСКОЙ

— Поскольку нынче Красноярской писательской организации исполняется 60 лет, то сначала, наверное, не мешало бы вспомнить тех, кто стоял у её истоков.
— Да-да, конечно. Только если быть точным, то в первое общество красноярские писатели объединились не 60, а все 180 лет назад. Это произошло при первом губернаторе Енисейской губернии Александре Степанове, человеке широко образованном и энергичном, кстати, в молодости служившем адъютантом у непобедимого Суворова. Сам не лишённый литературных способностей (говорят, его двухтомный труд «Енисейская губерния» хвалил даже Пушкин), Александр Петрович создал в Красноярске общество ученых и литераторов «Беседы о енисейском крае» и покровительствовал первому литературному изданию — «Енисейскому альманаху», о чём бы неплохо напомнить нынешним губернаторам.
     Любопытно, что в позапрошлом веке в красноярской литературе преобладали поэты, к тому же в основном сатирического направления — А. Кузьмин, И. Петров, «нескромный» баснописец И. Варлаков и другие. К слову, один из них, дядя будущего великого нашего художника Василия Сурикова, казачий сотник В. Суриков служил на моей «малой» родине, на форпосте в Каратузе Казачьем, откуда слал свои сатиры в губернский центр. И я горжусь, что ныне в каратузском музее почти рядом с портретом этого лихого рубаки и поэта висит и моя скромная фотография.
     Среди наших предшественников грех бы не упомянуть и таких поэтов, писателей уже начала прошлого века, как: П. Драверт, В. Итин, М. Ошаров, В. Зазубрин — автор первого советского романа «Два мира»...
     Ну, а уж официально, как краевое отделение Союза писателей СССР, организация красноярских литераторов действительно оформилась 60 лет назад, в 1946 году. У её колыбели стояли ныне известные не только в крае — Сергей Сартаков, Николай Устинович, Игнатий Рождественский. Первым ответсекретарём отделения стал Сергей Венедиктович, уже тогда покоривший читателей романом «Хребты Саянские». Настоящий таёжный «кряж», он прожил без малого сто лет, издал массу книг и умер в Москве «литературным генералом». Недавно наследники Сартакова передали мне его ранее неопубликованный рассказ «Горы горят» и эссе об А. Фадееве, но, к стыду нашему, нам их даже негде опубликовать. Журнал «Енисей», родившийся на шесть лет раньше отделения Союза, задыхается от финансовой недостаточности и, боюсь, прикажет долго жить...
     Но не будем о грустном. Нам повезло с родоначальниками. То обстоятельство, что один из них был романистом, другой новеллистом, третий поэтом, можно считать символическим и почти провиденциальным, ибо в будущем получили развитие все основные роды и жанры краевой литературы, включая также драматургию. Особенно расцвели они в 60-80-е годы, и я даже затрудняюсь далее называтьфамилии, ибо всех не упомянешь в этой беседе, а неназванные или названные не первыми обидятся на нас, «вторых» же писателей не бывает.
— И всё-таки рискнём, Александр Илларионович, поди, поймут и — простят. Как сказал поэт: сочтёмся славою, ведь мы свои же люди...
— Облегчает задачу разве то, что в преддверии юбилея уже много — сказано в СМИ и на разных встречах о достижениях наших поэтов и писателей, начиная со сравнительно недавно ушедших — И. Пантелеева, З. Яхнина, А. Ероховца, В. Астафьева, Ж. Трошева и кончая ныне, слава Богу, здравствующими: А. Чмыхало, В. Белкиным, А. Зябревым, И. Уразовым, Б. Петровым, В. Зикуновым, А. Буйловым, В. Шаниным и другими, и, надеемся, ещё будет сказано немало. Однако при этом невольно обращаешь внимание на то, что пик востребованности их работ приходится на советские времена. И это объясняется не столько возрастом или творческим потенциалом писателей, сколько отношением общества и государства к ним и создаваемым ими произведениям. Думаю, и самые ярые критики прошлого не будут отрицать, что советская власть опекала художников слова, высоко ценила труд «инженеров человеческих душ», брала на себя издание и распространение их книг. Даже в крае они издавались 30-50-100-тысячными тиражами и моментально расходились.
     Власть же либералов, вопреки всем обещаниям, едва утвердившись у кормила, бросила творческих работников вместе с их союзами на произвол судьбы, советуя самим «вписываться» в рыночные условия. Но произведения искусства — это не газ, не нефть, не памперсы со сникерсами, и положение художников на диком рынке, естественно, стало печальным. В том числе — художников слова, особенно если они посмели остаться таковыми, не превращаясь в поставщиков дешёвого чтива.
     Но что интересно? Даже в этой обстановке правдивое, нравственное, патриотическое слово не умерло. Писатели наши продолжали работать, печататься в периодике, издавать книги, пусть и мизерными тиражами. Где-то (а добрая половина членов организации живёт на периферии: В. Шелегов в Канске, А. Бондаренко в Енисейске, Н. Килькеев, В. Титенко в Боготоле и т.д.) пришли на помощь местные власти, где-то спонсоры. Теперь, кажется, намечаются подвижки и на уровне края. Например, Координационный совет по информационной политике при краевой администрации во главе с замом губернатора О. Карловой (хотя в нём превалируют либеральные силы) нынче выступил за государственную поддержку издания местных авторов.
— Это тем более логично, что принят и уже действует краевой — закон о «региональном компоненте» в образовательном стандарте, где предусмотрен и курс «Литературы Красноярского края».
— Именно об этом я говорил, выступая на Координационном совете, — равно как о поддержке «Енисея», литературы для юношества.
— Наверное, после нынешней победы в Международном конкурсе — детско-юношеской литературы им. А. Н. Толстого Вам эта тема стала ближе...
— Она всегда была мне близка, хотя я никогда не писал специально для — детей. По-моему, то, что сделано прилично и с добрым умыслом, интересно и «душеполезно» всем, большим и малым. И я рад, что стремление к подобным вещам не чуждо и нашим сравнительно молодым товарищам — Э. Ахадову, А. Мещерякову и другим.
     Жизнь, как говорится, продолжается. И в философском, и в житейском плане. Писатели наши продолжают «сводную» летопись енисейской земли и всей России-матушки. Пишут книги, выступают с прозой, стихами, публицистикой в зональных и центральных журналах, ведут литературные студии, участвуют в разных конференциях вроде уже традиционных «Астафьевских чтений», встречаются с читателями, готовят к юбилею коллективный сборник «Какие наши годы!»... Возрождают общий со «смежным» Союзом филиал Литфонда, надеясь не только поддержать друг друга материально, но и помочь в издании произведений. Вот, например, не дожидая помощи ни откуда, в Красноярске стал выходить альманах «Енисейский литератор», что достойно всяческого поощрения, ибо это тоже выход «наших» к читателю...
     Нет необходимости доказывать важную роль литературы вообще, а местной — в частности, в воспитании у молодёжи (и не только у молодёжи) чувства патриотизма, любви к родной земле, в пробуждении нравственных начал и национального самосознания. А без этого невозможно развитие экономики и культуры, улучшение всей нашей жизни, что очевидно для всякого мыслящего человека. Надеемся, скоро станет очевидным и для нынешних властей. С Божьей и с нашей помощью.

Беседовал с писателем

Кирилл СЕРГЕИЧЕВ