Слово редактора

ПРОЦЕСС И ЛИТЕРАТУРА

     Ну, вот уважаемые авторы и читатели мы добрались и до третьего номера нашего альманаха, который является одновременно первым в Новом 2007 году. Если учесть, что №1 «Енисейского литератора» вышел в сентябре, а №3 в конце декабря 2006 года, то можно сделать заключение: темп взят высокий.
     — Смотри, не надорвись, — говорят редактору в один голос и друзья и недоброжелатели. В нотках тех и других звучит искренность. У одних она с пониманием и пожеланием здравствовать, у других, тоже с пониманием, но желанием противоположным. Хорошо понимая тех и других, редактор желает всем без исключения только здравствовать в наступившем году, а редакция, продолжая начатый творческий процесс, постарается не надорваться.
     С выходом в свет второго номера «Литератора» вопросов в адрес редакции на тему: «Чем ваш альманах отличается от других в большом количестве, но малыми тиражами издаваемых сейчас в Красноярске?», уже не поступает. Содержание и оформление «Енисейского литератора» говорят сами за себя. Наш «Литератор» идёт своей дорогой: обыкновенного регионального литературного издания, не стремясь быть похожим ни на «Новый мир», ни на «Наш современник», ни на «День и ночь» и не ставит задачи достигнуть их уровня. Наряду с мастерами слова в нашем альманахе может напечатать свои стихотворные или прозаические строки практически любой желающий самовыражения автор, согласный с правилами русского письменного языка и имеющий представление о рифме и размере. Стремление искать себя — естественное стремление любого человека. Желания и попытки спеть песню, рассказать придуманную самим историю, сочинить стихотворные строки, присущи каждому из нас. Нет ни одного думающего существа на планете, кто бы вольно или не вольно хоть однажды не делал этого. Не согласный и отрицающий — лукавит. Другое дело: у одних получается почему-то лучше, а вот другим не дано прославиться на этой стезе. Но попытку сделать может каждый, а альманах может дать ему шанс... Некоторые свой шанс используют. Об этом говорят отклики на их произведения. Не прошли незаметными напечатанные в первом номере «Енисейского литератора» стихи Виталия Горелика, Натальи Сафроновой, Дмитрия Карповича, Риммы Чучилиной. После выхода второго номера добавилось число поклонников творчества Алёны Баженовой, Татьяны Щербаковой, Татьяны Каскевич, о чём говорят звонки в редакцию. Причём некоторые мужские голоса просят и даже требуют дать им номера телефонов наших молодых поэтесс.
     Положительные отклики слышны и в адрес «Гостиной «Енисейского литератора». Стихи Александра Боева, Елены Сапрыкиной, Марины Кулаковой, Вячеслава Тюрина написаны мастерски, с изыском. Бесспорно, к удаче первого номера следует отнести «Интервью с классиком» — беседу нашего собственного корреспондента в Москве Инны Воскобойниковой с поэтессой Беллой Ахатовной Ахмадулиной. А к удаче второго — реквием Вадима Фёдорова «От и До» об артисте цирка, педагоге Михаиле Антоновиче Екатериничеве.
     Принимая пожелания и замечания профессиональных писателей и читателей, редактор соглашается с ними, что желание дать шанс каждому, не редко приводит к тому, что печатаются в альманахе откровенно слабые стихотворения, что снижает общий уровень стихотворных сочинений, и планку надо поднимать. Будем поднимать.
     В конце прошлого века, да и в начале нынешнего в литературных изданиях развернулась дискуссия среди российских и зарубежных критиков, литературоведов, с подключением писателей, на тему: «Можно ли назвать, то, что сейчас пишется, издаётся и продаётся в России в виде книг, литературой, в самом высоком её понимании?». Как и любая дискуссия, она не закончилась быстро и продолжается сейчас на уровне споров, так и не дав однозначного ответа. Однако, часть дискутирующих пришла к выводу: «В России есть литературный процесс, но нет литературы». Эта фраза стала на некоторое время расхожей. Кое-где она продолжает жить и нет-нет, да и сорвётся из уст какого-нибудь учёного-литературоведа.
     Учёным мужам виднее. Они уже давно вскрыли и расчленили мировую и отечественную литературу, разложили её по таблице Менделеева: от золотой до свинцовой, минуя определений «платиновая» и «алюминиевая». Но, а страждущие самовыражения, тем временем продолжают тысячелетний процесс: пишут. Процесс идёт дённо и нощно на уровне писательских кабинетов и сторожек, лабораторий и маленьких кухонок в «хрущёвках». Не останавливается он ни в школьных классах, ни в студенческих аудиториях, ни в электричках, ни в самолётах, ни на подводных лодках, ни в котельных обувных фабрик, ни в больничных палатах.
     Россия пишет, Россия читает, Россия издаёт. В России идёт большой литературный ПРОЦЕСС. Что останется из написанного и что станет литературой — решит сама ЛИТЕРАТУРА.

РЕДАКТОР