К ВЕРШИНАМ ПАРНАСА
Известно, что времена меняются, здания исчезают, власть назначают, а вот слово остаётся... Слово стучит, слово обжигает, слово лечит. Тайна — в его духовной силе, такой необходимой читателям разных поколений. Не зря литературу величают ни много ни мало «аптекой для души». Несмотря на явный перевес суррогатных «блинчиков», как называют серьёзные писатели некачественную коммерческую литературу, «испекаемую» целым отрядом мастеров своего дела, болеутоляющее средство «в аптеке для души» ещё уцелело! Многие годы оберегают свою репутацию хранителей «настоящей» прозы, поэзии, публицистики так называемые «толстые» журналы и альманахи, сохранились писательские объединения и союзы, ратующие не только за творческий взаимообмен, но и очищение от скверны современной литературы, хотя бы на страницах своих собственных изданий. Среди них — литературное агентство «Московский Парнас», выпускающее свой альманах, ряд литературоведческих изданий, а также художественную литературу. Вот уже десять лет его бессменный руководитель критик и литературовед Леонид Васильевич Ханбеков выносит на суд читателей сочинения десятков поэтов, прозаиков, публицистов и критиков разного дарования, но одинаковой страсти — к литературе.
Существующий при альманахе клуб «Московский Парнас» объединяет людей различных профессий, поколений, писателей с безотказным чувством современности, её острых и больных проблем. На заседаниях обсуждают свои стихи, прозу, мемуары, книги, «заряжаются» поэтическим словом и делятся секретами мастерства... Литературный клуб остается важным островком духовного взаимообмена: начинающие авторы и мэтры, на счету которых не одна изданная книга, имеют одинаковую возможность печататься, увидеть свои строки в очередном номере альманаха. Порой это незаменимая поддержка молодым прозаикам и поэтам, своеобразный толчок в «большую» литературу, куда попасть, имея в кармане лишь талант, сегодня затруднительно... Альманах выносит на широкое обозрение свежую и молодую поэзию, которой чаще всего уготовано быть навсегда зажатой между страницами личных тетрадок, в стенах собственной квартиры, где только и осмеливаешься цитировать свои опусы... В клубе «Московский Парнас» малоизвестные авторы декламируют стихи и рассказы, атмосфера тут почти что камерная, как бывает на квартирных литературных вечерах, — поругают, похвалят, но ядовитой критики не будет. Талантливые стихи, самобытные истории, горячие споры, искромётный юмор — на «Парнасе» обсуждают произведения писателей со всей нашей великой Родины, альманах распространяется во многих регионах России. «Московский Парнас» посещают известные публицисты и мэтры российской словесности, члены Союза писателей, маститые критики, драматурги. Выступают певцы и композиторы, организована фотогалерея... Подробнее о жизни на «Парнасе» нашему корреспонденту рассказал его главный редактор — Леонид Васильевич Ханбеков.
— «Московский Парнас» расположился по соседству со знаменитым Домом литераторов на Большой Никитской — это с ним вы делите одну крышу?
— В здании, где мы работаем, располагается Международное сообщество писательских союзов, наследник большого и всем известного творческого объединения — Союза писателей СССР. Возглавляет его старейшина советской литературы — Сергей Владимирович Михалков. Это сообщество имеет свой исполком, куда входят представители некоторых бывших республик. А «Московский Парнас» существует тут на правах арендатора с 2004 года.
— Сегодня выходит довольно много литературных альманахов. Чем на их фоне выделяется «Московский Парнас»?
— Да, альманахов сейчас много, но они, скорее, сборники. Наш альманах — периодическое издание. В 2003 году, когда мы его создали, планировали выпустить всего два сборника, что является нормальным. В итоге получилось три, в 2004-м планировали четыре — сделали пять, в 2005-м планировали шесть — сделали восемь, нынче надеемся сделать десять.
— Авторов, желающих опубликоваться, вероятно, много...
— В России море пишущих людей, и никогда не хватит никаких издательств, чтобы они все проявились. Тем более что их откровенно не пускают... Мы же не храним эту своеобразную «территорию», а, наоборот, распахиваем её для всех. Альманах называется «московский», но, может, скоро придётся его переименовать в «российский». У нас есть авторы из Санкт-Петербурга, где существует наша дружественная кампания — альманах «Медвежьи песни» и журнал «Северная аврора». Дружим с альманахом, выходящим в Кисловодске, — «Лира Кавказа». По нашему примеру появились два новых альманаха: в Туле — «Приокские зори», в Красноярске — «Енисейский литератор». Местных авторов мы стараемся заметить на московском уровне и радуемся, когда у них что-то талантливое прорезается.
— Как это всё технически происходит, ведь многие авторы живут за сотни и тысячи километров?
— Мир слухами полнится, как говорят. Члены нашего редсовета живут в регионах России, и эти «лучи» пронизывают всю страну. Мы никого не отталкиваем; даже если человек по своему творческому уровню не может быть на страницах альманаха, рецензируем его работу. Сейчас этого никто не делает. Газеты и журналы в переписку с читателями не вступают, рукописи не возвращают. Я сам прошёл все эти тернии и знаю, как тяжело, скажем, восстановить рукопись. А если уж мы кого печатаем, то проявляем уважение и терпение, показывая вёрстку, приглашая посмотреть, почитать...
— Что интересного выпускаете?
— Вот, например, серия «Созвездия России» — это короткие «трёхлистовочки», очерки о поэтах, прозаиках, художниках, что-то сделавших в истории культуры. Как правило, в год выходит четыре-пять книг. Я считаю, что таким образом мы заполняем литературный вакуум, потому что всерьёз критикой сейчас никто не занимается. Кроме этого, мы выпускаем сложное культурологическое издание «На пороге XXI века». Это автобиографический справочник, куда могут попасть люди, имеющие право называться авторами. Они не обязательно члены профессиональных союзов, могут быть и без писательской книжки. С 1997 года мы уже осуществили восемь выпусков. Наш справочник служит источником сведений по нынешней литературно-культурной ситуации в России для славистов всего мира — Италии, Франции, Китая. Здесь у нас могут быть как очень известные люди, например Сергей Михалков, так и те, кто выпустил одну-две книги, авторы из Костромской, Тульской, Иркутской, Омской областей. Скажем, из города Асино Томской области нам регулярно писал местный краевед, художник, владеющий культурой экслибриса В. Т. Кеменов. И за ним уже потянулись другие люди из Томской области. Бывает так, что руководит местной писательской организацией инертный, вялый человек — ни сам не посылает сведений, не сообщает кому-то... А есть люди боевые, благодаря им у нас в справочнике была полностью представлена Липецкая, Орловская, Пензенская, Псковская, Челябинская, Хабаровская организации... Недавно мы утвердили новое направление — книги лауреатов. Каждый год «Московский Парнас», учитывая мнения читателей, редсовета, подводит итоги по номинациям «проза», «поэзия», «публицистика» и называет лауреатов. Стать лауреатом — уже заявка на маленький однотомник в серии «Библиотека Московского Парнаса». Для некоторых авторов — это первое избранное в жизни. В старые времена был у Союза писателей СССР общественный совет — он утверждал собрание сочинений, количество томов, объёмы. Сейчас автор предоставлен сам себе... «Московский Парнас» в этом отношении помогает, устраивает встречи с читателями в студенческих аудиториях, домах отдыха, библиотеках, дворцах культуры. Обычно журналы ждут, когда к ним придут, мы идём навстречу читателю.
— Для вас, как главного редактора альманаха, важно, чтобы автор был профессионалом? Или ещё встречаются «самородки», не нуждающиеся, так сказать, в «огранке» таланта?
— Да, случается, что человек не обкатан литературной школой, вещь даже может быть не отредактирована, но по теме яркая и талантливая — мы её берем... Можно всю жизнь знать теорию и не написать ни одного стоящего произведения, образного мышления не иметь. Конечно, если человек идёт в поэзию, он должен её знать... Вот пытаются представить «самородком» Сергея Есенина. Но Есенин сколько всего читал и в университет ходил... А уж интеллект А.Блока! Его поэзия стала даже немного холодной от обилия знаний. Вот что лучше — знания, которые делают литературу немного дистиллированной, или «самородок», который сохраняет эту природную «шероховатость»? Такие люди были в нашей литературе — они призабыты...Известная горьковская мысль: каждый человек способен написать одну книгу — книгу своей жизни. Другое дело в том, что он может написать её немножко коряво. Дальше начинается профессионализм, когда человек использует свои знания для достижения конкретной цели. Если он написал одну книгу, можно назвать его самоучкой, но если это для него хлеб насущный, то он пытается улучшать свой стиль или делать его сознательно корявым под кого-то...
— Случалось, наверное, открывать новые таланты...
— На моей судьбе я успел приоткрыть ряд будущих ярких писателей. Скажем, выходила книга о поэте А. Трофимове, и я предсказывал ему большое будущее. Сейчас это яркая личность, много издаётся. Он работает профессионально и в прозе, и в поэзии. Владимир Мазин за книгу «Бубен и скрипка», вышедшую в нашем издательстве, получил губернаторскую премию. В своё время я печатал стихи ныне известной, а тогда ещё молодой поэтессы Тани Смертиной из села Сорижи Кировской области. В газете «Книжное обозрение» в 1970-е я сказал первое слово о талантливых Юрии Конецком и Любови Ладейщиковой... Кстати, в следующем номере у нас даже появится специальная рубрика «Родники народные».
— Расскажите про писательский клуб...
— Клуб «Московский Парнас» родился как ответ на требования времени. Мы создали клуб для того, чтобы люди разностильные, разнохарактерные, разновозрастные читали друг друга, общались, спорили, потому что клубное дело — это дело дискуссии, встречи. Человеку дорого, когда его читают, знают. Некоторые, бывает, идут на литературную встречу, как на посиделки, — вот так были организованы презентации в старых союзах писателей. Люди приходили получить скорее в подарок книжку и сесть за стол, даже не развернув дарственную надпись. У нас другой принцип. Поскольку книг выходит много, мы объединяем презентации сразу нескольких, стараемся, чтобы они были разножанровыми. Не сковываем авторов во время выступления, так что обсуждение чаще всего выходит за пределы повестки дня. Это тоже обмен опытом. Кроме того, здесь бывают и художники, и музыканты... А принимаем мы в клуб по принципу профессионализма, конечно. К нам приходят люди, имеющие должности в писательских кругах, — секретари союзов, члены правлений, редакторы издательств, журналов, составители сборников, но не только. Кроме традиционного места наших заседаний на Поварской, мы выступали в Одинцове, Немчиновке, Юбилейном, ряде московских библиотек. Подобные встречи, что называется, «накоротке», читателей с авторами подсказывают новые идеи.
Беседовала Наталья КОРЯКОВСКАЯ,
Москва.
Газета «Слово» № 47, 15 декабря 2006 года.
P. S. В 2006 году «Московскому Парнасу» исполнилось 10 лет, в связи с чем было подготовлено издание четырехтомника, куда помимо книг лауреатов вошёл том критики Леонида Васильевича Ханбекова.