Николай ЗАЙЦЕВ

У ТЕБЯ МОЁ СЕРДЦЕ ОСТАЛОСЬ

О творчестве Степана Серебрякова

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов…
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»


     Из всех видов поэтического творчества самый трудный, на мой взгляд, лирика. В лирике — не за что спрятаться автору. Любая, даже малейшая, замутнённость души, фальшь — тут же высветится в стихах поэта, станет видна на просвет читателю, как бы того и не хотел пишущий.
     Вот опять взял в руки недавно вышедшую из печати книгу стихов Степана Серебрякова «Вещий сон»… Проверю, думаю, то своё впечатление — по первому, беглому прочтению его стихов: слишком уж затронули в прошлый раз стихи этого поэта мою душу. Открыл книгу на новой, до этого ещё не читанной мною странице…

ВЕТЕР ВРЕМЕНИ

Ветер времени бьёт в паруса
Наших душ и сердец полудиких.
— Боже! Дай мне четыре часа,
Дай мне два… — безмятежных и тихих.
Чтобы смог я вернуться в тот день
И в тот дом, где без шума и треска
Распахнула окошко сирень,
Невзначай оборвав занавеску.
Я б калитку успел починить,
Натаскал бы воды из колодца
И пошёл бы прощенье просить
У тебя, моя мать, моё солнце…

     И опять — то же впечатление прикосновения к прекрасному, глубокому, чистому… Странное дело… читаю, бывает, стихи в толстых журналах, «Литературной газете», но такого впечатления от прочитанного — потрясения, что ли,— давно не испытывал.
     И вот поймал себя на мысли, что при всей несхожести умозренческих настроений, и рифм, и ритмов — сквозит в стихах Степана Серебрякова какая-то лермонтовская чистота, задумчивость, отрешённость от сиюминутного,— то есть написание стиха без оглядки на публику — а для себя, для души своей, для избавления от чего-то неподъёмно-тяжкого, мешающего жить и радоваться этой жизни проще, как все. Михаил Юрьевич Лермонтов в своё время о том же самом сказал, кажется, намного лучше:

Мои стихи печальны, знаю,
Но смысла их вам не понять.
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать…

     Для чего пишутся стихи? Спросите об этом у любого поэта — и он вам ответит: не знаю… Но знаем мы — их читатели и ценители! Стихи — это лекарство души. И ежели уж в ход пошли такие термины,— это прививка от душевной боли, тяжелейших жизненных потрясений, полученная путём приятия в свою душу и кровь — боли и страдания переболевшего, то бишь поэта. Поэтому-то и не всегда, не на каждый день… тянется рука за тем же томиком стихов Лермонтова или Пушкина. Уверен, и в стихах Степана Серебрякова обрящут жаждущие то чудное, редкое, подчас незаслуженно позабытое в наше время лекарство — лекарство стать чистым, гордым и здоровым в преодолении жизненных препятствий и треволнений.
     Удивительно, просто удивительно! Вот опять новое стихотворение — и опять то же замечательное впечатление!

ЗАБЫВЧИВОСТЬ

У тебя моё сердце осталось.
Ты его позабыла отдать
Потому, что всю жизнь металась,
Выбирая, любить иль предать.
У тебя мои мысли и взгляды,
Мой портрет, патефон и кровать,
Вечера у озёрной прохлады —
Ты их тоже забыла отдать.
Ты забыла отдать мою душу,
Приучив безрассудно любить —
Нараспашку, наотмашь, наружу,
А ещё ты забыла — убить.

     У меня возникает вопрос: откуда у поэта Серебрякова эта стройность и строгость стиха? Вроде бы и в литературных кругах Степан Серебряков часто не тусуется; приди на какой наш поэтический вечер — не все скажут: вот-де пришёл к нам поэт Степан Серебряков…
     Знаю, такая чистота и простота стиха приходит и даётся не сразу — и не всем! Не вижу в стихотворениях поэта и затёртости до дыр от чрезмерной натужливой работы, переделывания, перелаживания… Скорее всего, стихи Степаном Серебряковым пишутся на одном дыхании. Если же это не так, то это ещё более похвально для автора, поскольку, как когда-то один из критиков прошлого выразился по поводу стихов Пушкина, «искусство в них настолько велико, что его не видно». (Конечно, если уж быть до конца справедливу и по очень большому счёту, то и эти, приведённые мной, стихи поэта требуют некой поэтической доводки. Но если подходить к поэзии с этих безжалостных позиций, то ведь и от некоторых стихов того же великого Пушкина некоторые зарьявшиеся в своём правдоискательстве критики в своё время камня на камне не оставляли.)
     Что является мерилом поэзии? Пыльное ли многотомие головных, как выразился некогда Иван Бунин, то есть писанных от ума стихов, способных на какое-то время затмить глаза людей, в истинную поэзию не посвящённых,— или самое же пение в приречной куще соловья, поющего по велению своей птичьей души… просто потому, что так ему суждено Богом, что петь для него — так же естественно, как и жить?..
     Мне кажется, мерой всего прекрасного, в том числе и поэзии, является душа. И если она, настроившись на резонанс поэтического творения, начинает звучать в унисон с душой автора, то об этом авторе можно судить, как о поэте талантливом.
     Стихи, для их понимания, так же, как и для понимания музыки — её слушать,— конечно же, нужно читать. И сколько бы лестного или подчас, напротив, нелицеприятного ни слышали мы о стихах со стороны, не углубившись в них сами, не взвесив на весах поэтического уха своего слова поэта, мы не составим полного, истинного впечатления о последнем.
     Поэтому читайте, думайте, спорьте. Степан Серебряков с сегодняшнего дня остаётся навсегда с нами…

Сайт в Интернете: www.rosdrama.ru