СТАВЕР Сергей Петрович
Родился в 1949 году на станции Крутояр Красноярского края. По профессии — художник-оформитель. Автор девяти поэтических сборников. Печатался в литературных журналах Санкт-Петербурга, в журналах «День и ночь», «Сибирские огни», альманахе «День российской поэзии». Участник «Литературных чтений в русской провинции». Руководитель народного коллектива назаровских литераторов «Эхо Арги», двадцатилетие которого отмечалось в ноябре 2007 года.
«ПРИДЁТ ВРЕМЯ МОЛОДЫХ И МУДРЫХ»
— Сергей Петрович, расскажите подробнее о литературном объединении «Эхо Арги»: кто основал, кто воспитан, кто стал профессиональным писателем (если есть такие), кто руководил, какие сборники выпущены?
— Народный коллектив назаровских литераторов «Эхо Арги» был создан в конце 1987 года по инициативе заведующей отделом городской культуры Любови Митрофановны Дорошенко и заведующей Центральной библиотекой города Назарово Наталии Ивановны Матвиенко. У истоков с первого дня основания коллектива стояли ныне известные в крае поэты Виталий Царегородцев, Сергей Ставер и одарённые поэты Алексей Кошельков, Валентин Соседов, Александр Егоров, Виктор Пономарёв, прозаик Николай Хмельницкий. В 1989 году или чуть раньше с нашим коллективом познакомился известный поэт Николай Ерёмин, который принял деятельное участие в становлении коллектива, каждый год он по нескольку раз приезжал к нам, учил, советовал. Потом у нас пошла постоянная переписка. В 1990 году под одной обложкой, по инициативе Н. Ерёмина, вышли стихи поэта В. Царегородцева и мои «Каин и Авель». Это была самая первая книга коллектива и города. И с этого момента за двадцать лет члены коллектива выпустили около пятидесяти сборников стихов и рассказов. Назову самые яркие: Сергей Ставер — «Колокола поют», «Серебряный сад», «Колесница Гелиоса», «Вино богов», «Сердолик», «Любовь и благодарность» (в этом году этот сборник выходит во втором, дополненном издании); Виталий Царегородцев — «На Чулым-реке», «Краснотал», «Мои долги»; Алексей Кошельков — «Половодье», «Отражение»; Валентин Соседов — «Звездопад»; Валентина Дмитриева — «По жизни памятью пройдусь»; Юрий Булыгин — «Журавлёнок»; Александр Власов — «Вечерний свет». За эти годы в городе Назарове состоялись краевые творческие семинары и фестивали, в которых принимали участие многие писатели городов Красноярска, Железногорска, Зеленогорска, Ачинска, Большого Улуя, Шарыпова. Назову несколько имён: Анатолий Третьяков, Николай Ерёмин, Антон Нечаев, Алитет Немтушкин, Аида Фёдорова, Зинаида Кузнецова, Нина Шалыгина, Владимир Сорокалетов, Елена Кириченко, Елена Жарикова, Наталья Алтунина, Владимир Шанин и другие. Были у назаровцев в гостях: Анатолий Кобенков, Владимир Берязев, Николай Година, Владимир Полушин, Виктор Самуйлов. Назаровкие поэты С. Ставер и В. Царегородцев — постоянные участники «Астафьевских чтений в провинции». На вторых чтениях Виктор Петрович подарил мне полное собрание сочинений, только что вышедшее в свет. Некоторые поэты Назарова печатались в российских журналах: Сергей Ставер — санкт-петербургские журналы и альманахи, «Многонациональная лилия» (приложение), московский альманах «День российской поэзии», «Сибирские огни», «Сибирские Афины», «День и ночь», «Енисей», «Светлица», «Русло», «Новый Енисейский литератор»; Виталий Царегородцев — «День и ночь», «Енисей», «Жарки», «Светлица», «Новый Енисейский литератор»; Лариса Вотинцева — «Мурзилка», «День и ночь», «Новый Енисейский литератор»; Валентина Дмитриева — «День и ночь», «Новый Енисейский литератор»; Валентин Соседов — «День и ночь», «Новый Енисейский литератор»; Алексей Кошельков — «День и ночь», «Новый Енисейский литератор»; Дарья Третьякова — «День и ночь», «Новый Енисейский литератор»; Елена Коновалова — «Енисей», «Светлица». Появилась молодая поросль новых поэтов: Дарья Третьякова, Анна Зверева (они недавно стали победителями краевого конкурса, представив на суд маститых мастеров своё творчество), Кристина Сергеева и Ксения Ломакина (в 2005 году за свои стихи была удостоена губернаторской премии). 10 ноября наш народный коллектив «Эхо Арги» праздновал свой юбилей — 20-летие. На данный момент в нашем коллективе три члена Союза писателей — Виталий Царегородцев, Сергей Ставер и Лариса Вотинцева, а также замечательный поэт Валентина Дмитриева, прозаик Юрий Булыгин; настоящими мастерами стали Алексей Кошельков, Валентин Соседов, Александр Власов. За ними ярко шагает наша молодёжь: Дарья Третьякова (ей всего 17 лет), на два года постарше Анна Зверева, но они обе очень талантливы: 9 ноября 2007 года в литературном лицее им, как победителям краевого конкурса молодых поэтов, были вручены дипломы за 1-е место. Я очень рад за них: значит, мы, Антон, с тобой не зря обратили внимание на Дашу Третьякову, когда ты напечатал её стихотворение в сборнике молодых поэтов и прозаиков «Лети, перо». Сначала она пришла ко мне в «Эхо Арги», затем привела Анну Звереву, а потом они привели свою подругу Оксану Овчинникову, которая тоже талантлива, но с ней надо заниматься хорошему наставнику. Они теперь студенты, но состоят у меня, в «Эхо Арги».
— Теперь, если можно, несколько слов о ситуации с красноярской литературой… За последний год ушло из жизни несколько заметных сибирских авторов, наших друзей: Алитет Немтушкин, Роман Солнцев… Как в связи с этим Вам видится будущее красноярской словесности? И есть ли оно? Что будет с нашими журналами? И как Вы оцениваете перспективу «Нового Енисейского литератора», насколько серьёзен «замах» этого издания? Кто из действующих литераторов мог бы объединить писателей, взять на себя некие организующие функции?
— О журнале «День и ночь» скажу кратко. Мудрый Роман Харисович Солнцев был стержнем журнала и нашей писательской организации «Писатели Сибири», он работал на созидание, на объединение всех талантливых людей края. У нового руководителя и её помощника другое видение: они снобы, они работают на разрушение, сеют меж поэтами ссоры и раздоры, и я думаю, что журнал тихонечко умрёт. Мне очень жаль это прекрасное детище Романа Солнцева. Ушёл из жизни талантливый поэт, наш друг Александр Казанцев, а его преемник по писательской организации Томской области уничтожил прекрасный журнал «Сибирские Афины». В «Сибирских огнях» «ушли» его бессменного главного редактора Виталия Зеленского. Пока он лежал в больнице с инфарктом, новые руководители журнала тоже пошли на разрушение. К власти часто приходят бездушные, меркантильные людишки, и печальный итог не за горами. «Новый Енисейский литератор» в начале плавания, ему очень трудно, но он держится на энтузиазме Сергея Кузичкина и его единомышленников. К большому сожалению, власть ему не помогает, а без денег трудно выпускать альманах высокого полёта, приходится иногда ставить заведомо плохие материалы, а иначе не выжить. Нужно нам всем объединяться и помогать «Новому Енисейскому литератору», а также возрождать альманах «Енисей».
— Как вообще Вам кажется: насколько сейчас престижно быть писателем в России? Каково будущее этой профессии?
— Писательский труд в наше время, конечно, непрестижен. Большинство настоящих писателей живёт впроголодь, трудно издать хорошие стихи, добротную прозу. А издают одну дрянь, чернуху, порнуху на потребу массовому тупому читателю. Нужно быть не престижным, а достойным, по-настоящему талантливым и совестливым писателем, нужно принимать всю боль нашего народа на себя, переосмысливать и сеять доброе, светлое, вечное. Ведь настоящие писатели — последние русские витязи, сражающиеся с «мамаевскими полчищами» массовой культуры, а итог этой битвы на Куликовом поле показал нам великий князь Дмитрий Донской. Победа будет всегда за настоящими писателями, пена сойдёт, но битва будет вечная и кровавая. Это я образно говорю.
— Какие литературные издания Вы читаете, какие вышедшие в последнее время книги могли бы отметить как удачные? Кто Ваш любимый автор, классик и современник? Какими собственными книгами и публикациями за последнее время Вы могли бы гордиться? Насколько я помню, при Романе Солнцеве Вас регулярно печатал журнал «День и ночь». Как сейчас обстоит дело с публикациями в этом журнале Ваших произведений, произведений назаровских авторов?
— Роман Харисович всегда печатал мои стихи, собирался печатать мои поэмы, но в последнюю минуту его отговаривали мои недоброжелатели. Когда хоронили Алитета Немтушкина, Солнцев говорил мне: «Ты уже, Сергей, стал классиком». А я ему шутливо ответил: «Классикам надо помогать». А он мне: «Мы, Сергей, не обижаем». Помогал мне Роман Харисович постоянно и печатал назаровских поэтов по моей просьбе, но только самых талантливых. Мир праху его, добрая, вечная память этому Великому человеку. Перед тем как меня принимали в Союз писателей, рекомендации мне дали прекрасные мастера слова — Анатолий Третьяков и ныне покойные Алитет Немтушкин и Иван Захаров, а перед этим я прошёл школу замечательного поэта Николая Ерёмина. Так что я своими учителями горжусь. А Виктора Петровича Астафьева считаю своим духовным отцом. Также считаю своими наставниками Есенина, Лермонтова, Блока, Пушкина, Гейне, Рембо, Рубцова, Высоцкого и Маяковского. Видишь, сколько у меня отцов, а сколько ещё друзей, а ещё, я надеюсь, будут обязательно ученики, которые превзойдут меня. Так что мы, Антон, не одиноки с тобой в этом мире. Сея доброе, и пожнёшь доброе. А своими трудами я особо не горжусь. Напишешь, прочитаешь: «Ну, ты, Серёга, гений!» А полежит стихотворение недельку-другую, и скажешь себе: «Ну какое г… ты, Серёга, написал». Не удовлетворён я своими трудами. Часто для стихов не хватает нужных слов, или они ещё не придуманы, или я не умею искать правильные… Не умеем искать. А насчёт печатания в журнале «День и ночь» скажу так: не прошибить эту бездушную, кичливую броню. Послал я небольшую подборку наших лучших поэтов (в ней были и мои два стихотворения). Дошли они до редакции. Позвонил в «День и ночь» и попал на Ивана Клинового. Он мне ответил: «Ваша подборка слабовата для нашего журнала». А я ему говорю: «А для Москвы не слабовата!» И положил трубку. Помощи писателям мы с тобой не ощущаем ни от кого, просто кинули в прямом и переносном смысле. Деньги по грантам — это большая глупость! Зачастую гранты достаются нужным, а не талантливым, я повторюсь — нужным и угодливым, лицемерам и снобам.
— Кого бы Вы могли отметить из молодых красноярских авторов (авторов края)? Вы не первый год вплотную работаете с молодёжью. Что Вы им советуете? Чему учите?
— В Сибири и в Красноярском крае растёт талантливая молодёжь, у которой, я думаю, есть большое будущее. В Омске — Вероника Шелленберг; у нас в крае — поэты: Лучия Постикэ, Дарья Третьякова, Анна Зверева и прозаик из Енисейска Михаил Зырянов. Есть у меня ещё звёздочка — Ксения Ломакина, получившая два года назад губернаторскую стипендию, она живёт в г. Абакане. Теперь скажу немного о будущем красноярской словесности: раз у нас есть такая молодёжь (а многих мы, к сожалению, не открыли), значит, есть будущее. Молодёжи я советую любить друг друга, честно соревноваться; имея талант, нужно иметь и большое трудолюбие, советую писать каждый день — через «не хочу»! А главное, нужно иметь горячее, сострадающее сердце и не быть равнодушным и завистливым. И ещё — самое главное — найти свою стезю, чтобы, прочитав три строчки ваших стихов, сказали: вот он, один, не похожий ни на кого.
— Кого из красноярских, сибирских писателей Вы бы могли отметить как выдающихся?
— О лучших прозаиках: я считаю, что в Сибири, да и в России, лучшими были Виктор Петрович Астафьев, Валентин Распутин и Василий Шукшин. Красноярский край всегда славился своими прозаиками: Анатолий Чмыхало, Александр Астраханцев, Борис Петров, Николай Волокитин, Сергей Задереев, Валерий Шелегов, Николай Устинович, Иван Пантелеев. О лучших поэтах Сибири: конечно, наш друг Александр Казанцев. О красноярских поэтах суди сам. Я в Москву послал книгу «Какие наши годы», в которой представлены почти все современные поэты Красноярья. Из редакции мне позвонили, что им понравились стихи шести поэтов из Красноярска: А.Третьякова, Н. Ерёмина, С. Кузнечихина, А. Нечаева, С. Ставера и В. Сороколетова. А дали место в альманахе «День российской поэзии» только трём: тебе, мне и Н. Ерёмину.
— Как Вы оцените работу властей края, Красноярска и Назарово в плане помощи пишущим людям: что-то делается, что-то издаётся? Поступает какая-то помощь? И что ещё можно сделать в этом направлении?
— Во-первых, нужно создать несколько фондов для развития и поддержки всех молодых писателей и писателей-стариков, которые к старости стали нищими и никому не нужными. Нужно создавать в десять раз больше хороших журналов литературного направления. А мы лепим стадионы, как блины, платим за чужих футболистов миллионы, якобы проявляя заботу о народе. Ведь, по их мнению, народу нужны хлеб и зрелища, а остальное не важно. Вот для властей мы, писатели, Антон, поэтому неважно и живём. Что будет с журналами, не знаю… Солнцевых и Астафьевых, к сожалению, нет, многие талантливые писатели постарели, а руководить организацией — не руками водить. Тут нужны авторитет, напор и сила. Пришло время молодых и сильных. Ну, а мы вам поможем советами, мудростью и, разумеется, хорошими стихами.
Вопросы задавал Антон НЕЧАЕВ,
эксперт фонда В.П. Астафьева