Протоиерей Валерий СОЛДАТОВ,
настоятель Свято-Татианинского университетского храма.
Александр СПАССКИЙ,
краевед
Юбилею Антония архиепископа Красноярского и Енисейского посвящается.
К ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО ВВЕДЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ БЕРЁЗОВКЕ
Цель написания данного очерка представляется его авторам необыкновенно актуальной. Существует множество публикаций, даже весьма учёных, которые отражают, как правило, историю и быт ныне существующих и даже действующих монастырей. Монастыри же закрытые ещё до 1917 года, в периоды так называемой секуляризации, практически нигде не описаны.
Общаясь с жителями современной Берёзовки, представляется печальным то, что историческая память о монастыре сохранилась лишь, как о факте его существования, на который и ныне указывают некоторые объекты современной народной топонимики. Тогда как прошедший 2009 год, год собирания материалов к этому очерку, был юбилейным – 370-летие основания не только Введенского Берёзовского монастыря и появления Православия в этой земле, но и появление посёлка как такового.
Тем более, что при написании очерка возникла кровная связь с этим монастырём. Родные дед Андрей Вахромеев и бабка Александра Куденкова одного из авторов, протоиерея Валерия Солдатова, были выходцами из монастырских деревень Подъёмная и Тигино, расположенных в Большемуртинском районе.
В этом исследовании мы постараемся помимо исторического экскурса о возникновении и основателях обители раскрыть ряд её немаловажных смысловых значений. Её функции – социально-экономической, военно-оборонительной, прогрессивной для того времени формы землепользования, освоения новых земель и, конечно же, миссионерского служения. Также значимым, в христианском смысле, мы видим помимо упоминающихся в тексте имён основателей, строителей, игуменов, привести для христианского поминовения текст переписной книги Красноярского уезда от 1671 года относящийся к монастырским владениям. Эта пофамильная перепись, помимо прочего, поможет нашим землякам узнать и своих предков, обрести исторические корни.
Первое упоминание об основании монастыря мы находим у Г.Ф. Миллера, в книге «История Сибири» он сообщает, что: «В Красноярском уезде в 7147 (1639) г. было положено начало Введенскому монастырю на речке Берёзовке, в 13 верстах (приблизительно 14 км.) от Красноярска вверх по реке, причём основателями его были старец Герасим и красноярский атаман Милослав Кольцов, отдавший под монастырь полученные им незадолго до этого земли». (1 т 3 с106).
При этом он ссылается на Канцелярские ведомости, т.е. ведомости красноярской воеводской канцелярии 1735 года – ответы канцелярии на вопросы Миллера о Красноярске и Красноярском уезде.
Эту же дату приводит «Известие» составленное в 1739 году игуменом монастыря Феофаном, строителем монастыря в нём так же упоминаются старец Герасим и Милослав Кольцов (2 с 22 , с 52.).
И, наконец, С.В. Бахрушин пишет, что в 1702 г. монастырские власти показали, что они владеют землей на р. Берёзовке по данным и купчим 147, 153, 165, 170 и 172 годов (1639, 1645, 1657, 1662, 1664 гг.) и государевым грамотам 159 и 188 годов (1651 и 1680 гг.). (3 с 112).
Все три источника указывают на 1639 год, как на дату основания Введенского монастыря и что немаловажно, они оперируют документами и свидетельствами наиболее близкими к времени его основания. К тому же, в эти годы монастырь ещё не был упразднён, существовал его архив и архив воеводской канцелярии, сильно пострадавший в большом пожаре 1773 года.
Мы не случайно остановились на этом вопросе, т.к. с конца XVII века и до наших дней в некоторых работах посвященных истории Церкви в Сибири приводится другая дата основания Красноярского Введенского мужского монастыря.
Так архиепископ Сибирский и Тобольский Варлаам (Петров) в книге, изданной в 1792 году, сообщает: «В 1646 году построен Введенский Красноярский монастырь, по благословению Преосвященного Герасима, строителем иеромонахом Феодосием, оный монастырь ныне упразднён». (4 с. 77).
Эту же дату приводит и Н.А. Абрамов со ссылкой на рукопись «Сибирской летописи до 1761 года» из библиотеки Тобольской семинарии в своей статье опубликованной в 1854 году. (5 с. 29). Налицо противоречие и со временем основания, и с именем строителя монастыря. Окончательно оно может быть разрешено в будущем, с привлечением новых архивных источников.
И, тем не менее, если Введенский монастырь был основан в 1639 году, что авторы считают это наиболее вероятным, то он стал первым мужским монастырём на енисейских землях. Так как Енисейский Спасский монастырь был основан в 1642 году. В обоснование своей точки зрения хотелось бы обратить внимание читателя на то, что первые три автора ссылаются на источники красноярского, а два других тобольского происхождения. Важно учесть обстановку того непростого времени.
Красноярский острог, основанный в 1628 году, как пограничный форпост в течение всего XVII века многократно подвергался осаде кочевниками. Ещё чаще они совершали набеги на его окрестности. Думается, в первые годы существования ставилось под вопрос сама будущность монастыря. Необходимо так же учитывать отдалённость Красноярска и сложность сообщения его и столицы Сибири Тобольска. Известно, что в то время в Сибири, многие монастыри возникли по инициативе благочестивых мирян объединившихся вокруг строителя, а благословение епископа испрашивалось уже «постфактум», иногда при освещении монастырского храма. Как правило, епископ давал благословение, если монастырь был экономически самостоятелен, принималось во внимание его социальное и миссионерское служение. И, наконец, все три красноярских источника, а это сообщения монастырских властей и ответы воеводской канцелярии, использованные Г.Ф. Миллером едины по времени и обстоятельствам основания обители, хотя были написаны в разное время и разными авторами.
Что касается имени строителя возможно, речь идёт об одном человеке. Г.Ф. Миллер называет его «старцем Герасимом», а в XVII веке и позже «старцами» зачастую называли людей благочестивой монашеской жизни, независимо от пострига. Достаточно вспомнить Даниила Ачинского и Федора Томского. Архиепископ Варлаам (Петров) говорит об иеромонахе Феодосии, о человеке, который принял монашеский постриг и был рукоположен в священники. Всё это вполне могло произойти за семь лет, с 1639 до 1646 года. Иеромонах Феодосий служил в монастыре и в 1652 году., но он «в большой же старости и непрестанно лежит в немочи». (3 с 91)
Первым вкладчиком Введенского монастыря стал Милослав Иванович Кольцов, достойный представитель большой и влиятельной семьи Кольцовых, которые играли большую роль в ранней истории Красноярска и его уезда. Его отец Иван (Яков) Олфимович Кольцов первый красноярский атаман пешей сотни пришёл на Красный Яр вместе с Андреем Дубенским и в 1629 году был убит изголодавшимися служилыми людьми за то, что не смог вовремя доставить продовольствие. (3 с.38)
Милослав Кольцов занял его место не позднее 1634 года. (1 т. 2 с. 484). В 1636 году он во главе отряда из 50 казаков поставил Канский острог на новом месте «вверх по Кану пониже братского перевозу». (3 с. 40) и «привел под государеву руку» местные племена. В 1637 году руководил неудачным походом красноярских казаков на «братскую землю» (т.е. на бурятов). Но, тем не менее, в этом походе он показал истинное мужество. (3 с 41) В 1657-58 гг. ходил на «неясачных шоломотов, ширбитов и шароитов» и взял с них ясак. (3 с. 41). Руководил он и многими другими военными походами и сбором ясака (6 с 51-52), долгое время возглавлял гарнизон Канского острога, выполнял дипломатические поручения (1 т.2 с 319). Авторам не известна точная дата его смерти. Его имя не значится в «Переписной книге Красноярского острога и уезда 1671 года», но в ней упомянуты его дети, младшему из них в 1671 году было семь лет (3 с. 217). Таким образом, умер Милослав Кольцов между 1663 и 1671 годом. И кто знает, возможно, и похоронен он был на монастырском кладбище? Это вполне в традициях того времени.
Хотелось бы остановиться подробнее на месте расположения «монастырского двора» – первых монастырских строений. Наиболее вероятным, по нашему мнению, им является возвышенность в устье р. Берёзовки на её левом берегу (более близком к современному правобережью Красноярска). На это указывает следующее.
В 1644 году служилый человек Красноярского острога Родион Иванович Кольцов просит о пожаловании ему земли «на устье Берёзовки по нижнюю сторону под двор и под пашню и под сенные покосы, и под поскотинный выпуск вниз подле Енисея реки до бору до соснового, а с бору до Атамановские речки, Злобина пашни и до его межи». И по государеву указу эта земля ему была отдана.(6 с. 44) Таким образом, на правом берегу Березовки возникла деревня Родиона Кольцова, которой в конце XVII века владел атаман Федор Кольцов с родными братьями. (6 с. 46)
За расположение на возвышенности при впадении р. Берёзовки в Енисей говорят и соображения фортификационного характера. Монастырь был укреплён и даже имел артиллерию. Наиболее разумным для сооружения любого укрепления является место в устье р. Березовки с двух сторон защищенное водой.
Теперь же поговорим об основных функциях этой обители.
Конечно же первая и основная – это духовное окормление основанных монастырём селений и крещённых инородцев. Но на сегодняшний день мы знаем о социально-экономической жизни монастыря гораздо больше, чем о жизни духовной. К сожалению, сохраняются, как правило, документы хозяйственные, а не воспоминания о старцах, игуменах и насельниках монастыря.
Главным источником средств существования монастыря было сельское хозяйство. В конце XVII века монастырь владел 242 десятинами пахотной земли (около 244 га), рыбными ловлями и сенокосами по Енисею, водяными мельницами на реках Берёзовке и Подъёмной. Земельные владения монастыря складывались постепенно с 1639 по 1680 годы за счёт дарения, покупки и царских пожалований. Как это происходило подробно изложено Л.П. Шороховым. (2 стр. 52-53)
Социальное служение монастыря выражалось, по мнению авторов, прежде всего в том, что сами жители монастыря (монахи и вкладчики), наёмные работники и его крестьяне не нуждались в продовольствии. Более того, монастырь создавал зерновые запасы на случай неурожая и был одним из крупнейших поставщиков продовольствия в Красноярск и другие регионы.
Кроме того, важной социальной функцией монастыря был институт «вкладчиков». Монастырскими вкладчиками называли людей, которые за счёт своих денежных, земельных или иных материальных вкладов, а также своим трудом обеспечивали себе право в старости жить в монастыре за его счёт, быть похороненными на монастырском кладбище. Говоря современным языком, обитель играла для них роль пенсионного фонда и социального приюта престарелых.
Военно-оборонительная функция выражалось в том, что при сильном окружении враждебных племён на правом берегу Енисея не было отдельного острога. Сам же монастырский двор был хорошо вооружённым острогом-крепостью.
В 1699 году «Росписной список Красноярского острога со сведениями о его крепостных и оборонительных сооружениях, вооружении, хлебных запасах и денежных доходах» сообщает: «В Введенском монастыре пищаль медная полковая, 2 пищали железные, к ним по 50 ядер железных». (6 с. 58) Кроме того, в монастырь было передано 28 мушкетов, и имелось по 1,25 пуда свинца и пороха. (3 с107) Такое вооружение, по мнению С.В. Бахрушина, требовалось по тому, что Введенский монастырь охранял подступы Красноярска с востока. Естественно, в случае опасности в стенах монастыря укрывались жители окрестных деревень.
Функция прогрессивной в то время и в условиях Сибири формы землепользования выделяется авторами особо. Такой подход является выражением как религиозных, так и социально-экономических представлений авторов данного очерка.
По нашему мнению, монастырское вотчинное землевладение, в условиях Сибири того времени, являлось наиболее эффективной формой землепользования, по сравнению с вотчинным, надельным, единоличным формами землевладения. Уже потому, что не допускала хозяйственной деградации игумена или эконома монастыря из-за лёгкой его смены при необходимости. Православная соборность и особая монастырская строгость христианской жизни были удачными гарантами эффективности землепользования. Что мы и наблюдали на примере быстрыми темпами развивавшегося Введенского монастыря. Лишь имперское непонимание и явная антимонастырская политика секуляризации некоторых представителей императорской власти превратили устроенный монастырь в дотационный приход.
Виднейший сибирский историк и археограф Н.Н. Покровский добавляет немаловажную деталь. В условиях Сибири тех времён с её огромными малозаселенными просторами и слабостью государственного аппарата, государство не могло обеспечить собственно ярко выраженного крепостничества. И поэтому наиболее мудрые воеводы и архиереи проявляли особую благосклонность к монастырским земельным владениям, где трудящиеся крестьяне прикреплялись к наделу не столько крепостнической кабалой, а некой экономической выгодой, которая в первую очередь и влияла на эффективность. Монастыри становились колониальными центрами, где переселенец, получив помощь деньгами, зерном и сельскохозяйственным инвентарём мог неплохо заработать и либо вернуть ссуду, либо, оставив своё хозяйство монастырю продвигаться дальше на освоение новых земель.(8 с.8)
В плане освоения новых земель всё сказанное имеет большое значение. Но есть ещё одна черта. Из крупного монастыря всегда выходили вглубь бескрайних неосвоенных просторов пустынники, которые вскоре обзаводились учениками и где далее возникал монастырь. Для его защиты строился острог и приходили казаки. Часто, как в нашем случае, монастырь сам становился вооружённым острогом. Христианская же проповедь монахов умиряла местных князьцёв и ассимилировала их с русскими под властью великой Православной Державы.
Если быть более конкретными, то Введенским монастырём были основаны два крупных населённых пункта нашего края – районный центр Берёзовка в 1639 году и село Подъёмное Большемуртинского района в 1662 году и деревни Комарова, Мертинская, Тигина, Пакулева. (2 с.52) Согласно же описанию приходов Енисейской епархии 1913 года к Подъёмскому Введенскому приходу относятся три деревни: Тигина, Комарова и Предивна. В Тигиной имеется часовня, построенная в 1801 году и строился молитвенный дом. Так, даже на основе написания этого очерка построилась связь поколений, а один из авторов особенно прочувствовал свою связь с описываемым Введенским монастырём.
Миссионерская жизнь монастыря пока едва ли может быть выражена в конкретной численности «новокрещенов». Но в каждой переписной книге, в каждом сохранившемся хозяйственном документе непременно присутствуют представители местных народов принявших Православие. И здесь есть и земное и небесное – и целесообразность околомонастырской жизни и ревность христианских пастырей.
В заключение предлагаем фрагмент «Переписной книги Красноярского острога уезда 1671 года» с поимённым перечнем жителей монастырских мест. Всмотрись в эти имена благочестивый читатель, помолись о них, ведь на их костях стоит современный районный центр, именно они стояли у основания нашей малой Родины. «В Красноярском уезде Введенский монастырь на Берёзовке, а нём
Игумен Павел с братьею и со вкладчики, и на манастырском дворе живут работники:
Коземка Афонасьев Чермной
Елфимко Степанов
Алешка Федоров
Илейка Семёнов
Васька Ильин
Федька Кондратьев
Пронька Никитин
Микитка Прокопьев
Митька Семенов с. Устяков.
Микитка Никитин с. Новокрещен
Мишка Гаврилов Новокрещен
Нифанко Антонов
Ивашко Никитин
Афонька Мокеев
Федька Афонасьев
Матюшка Володимиров
Ярафейко Афонасьев
Пашко Борисов Новокрещен
Митько Сергиев Репа
Того ж Введенского манастыря крестьяня ж-т на Березовке:
Ивашко Петров
Лучка Соболев
Кондрашка Алексеев Шаля, а у него брат Микофорко 10 л.
Ивашко Павлов с. Кобяков, а у него детей Мишка 17 л., Васька 12 л., Ивашко 10 л.
Петрушка Арефьев
Федька Осипов с. Глухой, у него брат Якунка 15 л.
Ивашко Коновал, а у него три пасынка: Николко Борисов 14 л., Андрюшко 13 л.,
Якунька 7 л.
Ерёмка Григорьев, у него с. Петрушка 14 л.
Мишка Конанов, а у него детей Алешка 12 л., Гришка 7 л.
Лучка Васильев, а у него с. Кипрушка 7 л.
Микитка Власьев, а у него скормленник Микитка Андреев 7 л.
Андрюшка Григорьев, а у него с. Андрюшка 10 л.
Семейка Григорьев с. Остяк, а у него с. ево Андрюшка 11 л.
Того ж манастыря деревня на Подъёмной реке, живут манастырские крестьяня:
Федька Семёнов с. Даур
Федька Якимов.
Андрюшка Семёнов.
Сидорко Тимофеев.
Ивашко Сергиев
Якимко Семёнов.
Левка Васильев. (3 с.229)
Игумены Введенского мужского монастыря известные авторам:
1.Герасим – основатель монастыря 1639 г.
2. Феодосий – 1646 – 1652 гг.
3. Павел – 1671 г.
4. Феофан – 1739 г.
5. Гурий – 1763 г. вероятно последний игумен.
Единственное и весьма условное изображение Введенского монастыря можно увидеть в «Чертежной книге» С.У. Ремизова составленной в 1699 – 1701 годах. (7)
Последнее известное авторам упоминание о монастыре относится к 1763 году, упоминается в нём игумен Гурий, вероятно, последний игумен Введенского монастыря ( 6 с.178-179)
После секуляризации церковного имущества в 1764 года монастырь был упразднён, братия переведена в другие монастыри, монастырские крестьяне обращены в экономические (т.е. государственные), а монастырские храмы превращены в приходские.
Список использованной литературы.
1. Миллер Г.Ф. История Сибири. том 2, 3. М. 2005 г.
2.Шорохов Л. П. Корпоративно вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири XVII-XVIII в. Красноярск 1983 г.
3.Бахрушин С.В. Научные труды. т .4. М. 1959 г.
4.Варлаам (Петров). Краткое показание о бывших как в Тобольске, так и во всех сибирских городах и острогах с начала взятия Сибирского государства, воеводах и губернаторах, и прочих чинах; и кто они именно, и в каких городах были; и кто какой город строил и когда. Тобольск. 1792 г.
5.Абрамов Н.А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири с 1581 г. до начала XIX столетия. Журнал министерства народного просвещения. 1854 г. февраль-март.
6.Город у Красного яра. Документы и материалы 17- 18 века. Красноярск.1981г.
7.Ремизов С.У. Чертёжная книга Сибири. М. 1887 г.
8.Покровский Н.Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири. Электронный журнал «Сибирская заимка». № 6. 2001 г. www.zaimka.ru
Об авторах.
Протоиерей Валерий СОЛДАТОВ
Настоятель Свято-Татианинского университетского храма при КрасГУ. Родился в 1969 году в Красноярске. Окончил по 1 разряду Красноярские Высшие богословско-пасторские курсы. Преподаватель Высших богословско-пасторских курсов. В 2003 году окончил Московскую духовную семинарию. В мае 2009 года защитил диплом Сибирского института бизнеса, управления и психологии.
Александр СПАССКИЙ
Родился в 1967 году, в 1989 окончил Красноярский политехнический институт. Жил в Красноярске и Москве. Православный краевед. Историей Православия на Енисейских землях заинтересовался в студенческие годы. В сборнике «Красноярский родослов» в 2004 году опубликована статья о Кашиношиверском монастыре, написанная в соавторстве с о. Валерием Солдатовым.