Валерия ОЛЮНИНА

Лобня Московской области

САД НЕЗАБЫТЫХ ВИШЕН, БАБОЧЕК, ЛЮДЕЙ

     Московская весна переплавилась в лето под знаком Тонино Гуэрра. Почти в одночасье в галерее «Дом Нащокина» и в Театре на Таганке собирались друзья и почитатели великого сценариста, художника, поэта — на открытии выставки «Радуга» его живописи, графики, керамики и на премьере спектакля «Мёд», поставленного Юрием Любимовым к 90-летнему юбилею маэстро. Перед спектаклем Тонино Гуэрра торжественно вручили Премию имени Николая Гоголя — российскую литературную награду, учреждённую к 200-летию со дня рождения великого писателя фондом «Президентский центр Б. Н. Ельцина».
     Это стало уже доброй традицией — при упоминании его имени вспоминать эпоху Возрождения. И намекать, что родился он позже положенного на несколько веков. По счастью, не создаются жёстко очерченные культурные резервации, а иные сами выбирают время и место своего рождения, что Тонино доказал ещё с пелёнок: мама Пенелина носила его одиннадцать месяцев. Ей было сорок семь лет, и мальчик появился на свет с отросшими ногтями и волосами.
     Ставить его в один ряд с мастерами Ренессанса, конечно, хочется — ведь, кроме киносценариев для Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Виторио де Сики, Франческо Рози, Микеланджело Антониони, он создавал ещё и удивительные фонтаны, фонари, украшал склоны гор мозаиками, писал пьесы, стихи, сказки, романы, эссе на классическом итальянском и на родном диалекте романьоло. Одна из самых удивительных его рукотворных сказок — «Сад забытых фруктов», разбитый на месте городской свалки, где плодоносят редкие фруктовые деревья и где есть его главные солнечные часы: в центре циферблата может встать человек, и тень покажет его время. Тонино и по сей день просыпается каждое утро в восемь часов, чтобы взять в руки перо или краски.
     И всё же Тонино — наш, из века двадцатого. Был в немецком концлагере в Тройсдорфе, где сочинил свои первые рассказы и стихи, чтобы поддерживать жизнь в товарищах, а позже в «Амаркорде» сказал о своём неприятии фашизма, описав жизнь приморского Римини в тридцатые годы. Тонино не только стал универсальным творцом, а смог ещё преодолеть в себе и «чёрного человека», и сурового специалиста по костям и сухожилиям, выскакивающего из Леонардо или Микеланджело. Поэтому скальпель был заменён стилосом — Тонино всё же ближе к любимому Гомеру. Не случайно с кинорежиссёром Тео Ангелопулосом они и создали собственный «Взгляд Одиссея», заменив хитроумного царя кинорежиссёром, спустя десятилетия возвращающимся в родную Грецию с Балкан.
     Андрей Тарковский говорил, что поэзия — мировоззрение Тонино, способ его жизни. Дополним: его поэзия подчиняет даже его веру. В саду Тонино тропинки Гефсиманского сада вплетаются в античные лабиринты, и порой Деметра с Кибелой отменяют здесь присутствие христианских святых. Хоть мастер и преклоняется перед Марком Шагалом, герои его полотен не парят, крестьяне с грубо сработанными фигурами, словно вылитые из воска, образы, не позабытые с детства, уверенно держатся на земле — на нижней части плоскости. Но души их взлетают в небо бабочками или птицами — античными символами души.
     Чтобы ещё раз почувствовать всю необъятность вселенной Тонино Гуэрра, нужно сходить и в «Дом Нащокина», и увидеть спектакль Юрия Любимова. Сочная живопись, выполненная на холсте, загрунтованном смесью из клея и песка, процарапанная по непросохшей основе и расписанная,— это тот мёд, который Тонино щедро даёт нам есть большими ложками. Но мёд на сцене Таганки герои притчи и зрители вкушают уже с лезвия ножа. Два брата, в этот вечер сыгранные Феликсом Антиповым и Валерием Золотухиным, прожили большую жизнь на двоих. Её минуты безвозвратно исчезают, подобно облетающим листьям красного осеннего абрикоса. Ссорясь из-за пустяка, они так и умирают, не помирившись. Не взглянув друг на друга, но всё же не разжимая рук. Кульминация пьесы — герой Валерия Золотухина снимает шляпу перед вишней в цвету, с благодарностью и ликованием склоняя голову. Поэму «Мёд» Тонино Гуэрра считает своим итоговым произведением, и мёд поэта всё же остаётся сладким, хоть и мешаясь с кровью на пораненных губах.

     Принимая премию Гоголя в Театре на Таганке, мастер удивил всех, признавшись, что, работая с Федерико Феллини над «Амаркордом», он часто призывал Николая Васильевича в соавторы. Тонино имел на это полное право: сам не зная того, исполнил мечту Гоголя о появлении творца, жизнь которого будет так же совершенна, как и его искусство.

Об авторе:

Валерия ОЛЮНИНА родилась в Бобруйске. Жила в Ачинске. Окончила Сибирскую академию госслужбы в Новосибирске и факультет журналистики МГУ. Сейчас студентка Литинститута им. А. М. Горького. Публиковалась в «Литературной России», «Литературной газете», «Независимой газете» («Ex libris»), альманахах «ЛитЭра», «Литрос», «Новый Енисейский литератор», журналах «Сибирские огни», «Театр», «Юность», «День и Ночь», интернет-журнале «Пролог».