Зинаида КУЗНЕЦОВА
член Союза российских писателей, руководитель
литобъединения «Родники», Зеленогорск
«БОГ — МОЙ СПОНСОР»
10 октября исполнилось 80 лет Евгению Александровичу Мартынову, поэту, прозаику, члену Союза российских писателей, члену ассоциации детских писателей, автору нескольких десятков поэтических сборников, трёх книг прозы.
Евгений Александрович Мартынов родился в 1930 году в деревне Сиб.-Саргатка Омской области. Окончил Омское речное училище, затем машиностроительный институт. Работал в литейных цехах заводов Новосибирска и Бердска мастером, начальником цеха; преподавателем электромеханического техникума в Бердске и в Красноярске-45, директором спортсооружений, слесарем, воспитателем в школе космонавтики, преподавателем и мастером производственного обучения в УПК.
Судьба Евгения Александровича складывалась непросто. Когда ему было три года, а его младшему братишке Володе — три месяца, от тифа умерла их мама.
Папка где-то на работе,—
вспоминает Евгений,—
в люльке брат,
он морщит ротик,
смешно так, прямо.
Солнцу тоже некогда.
Дождь пойдёт, течёт вода…
Я большой — уже три года!
Грустно мне. Плачет непогода…
Горькое село.
«Мамка умерла»,— тужу.
На завалинке сижу.
Отец несколько раз женился: не успевали дети привыкнуть к очередной мачехе, как появлялась другая…
Женщина в хорошем длинном платье
И в военной форме мой отец…
Горько мне, двоюродные братья,
Словосочетанье «под венец».
О, полатей плоскость! «Спят» мальчишки —
Смилостивились не говорить.
Пляски на полу — без передышки.
Слышу: «Бабы, дайте покурить!»
Мачеху не то чтоб ненавижу —
Тошно, деться некуда — «родня»…
Многое чего с полатей вижу.
Только свадьба видит ли меня?
Выпив медовухи-браги кружку,
Спит курилка — стало быть, и жив.
На гармошку, словно на подушку,
Голову устало положив… —
вспоминает Мартынов об одной из свадеб. Пронзает сердце строка: «Только свадьба видит ли меня?»
Так продолжалось до самой войны, а когда отец ушёл на фронт, начались их скитания по детским домам и по родственникам. Как праздник воспринималась поездка в гости к родным. В одном из ранних стихотворений Евгений Александрович пишет:
Хорошо до слёз. Истома.
Заурчало в самоваре.
Я отпущен из детдома
На день в гости к тётке Марье.
За столом на табуретке
Восседаю (фактик мелкий).
Соль да тонкий пластик редьки
На фарфоровой тарелке.
Что пришлось пережить ребятишкам — можно только представить. Были холод и голод («Овод!.. Прихлопнул… Разорвал брюшко. Сосу… Я в детстве. Сладко!»), обиды и несправедливости. В своём романе «Промысел Божий», в повестях и рассказах Евгений Александрович рассказывает о своём детстве, о людях, которые встретились ему на пути, о своём братишке Вовке, о первой любви. Эти рассказы до боли трогают душу, хотя автор не старается сгустить краски, вызвать жалость — он просто рассказывает, как было. В его произведениях красной нитью проходит процесс становления мальчика как поэта. Мечтательный, но в то же время наблюдательный мальчишка замечает то, на что другие совершенно не обращают внимания. Пролетела сорока — тут же рождаются рифмованные строки; кормит лошадь куском сиротского хлеба — тоже появляются стихи. У него на всё особый взгляд: «Ливень сверху и снаружи. Близятся друг к дружке лужи… Гром!» Поэт тем и отличается от простых смертных, что он видит всё через художественные образы: вот, например, в этом малюсеньком стихотворении он мог бы сказать, что идёт дождь и лужи становятся большими, разливаются, но он поэт — и говорит по-другому: «Близятся друг к дружке лужи…» Только поэт может написать и вот такие строки:
Ствол берёзы трону…
Взглядом трону крону:
Извини — без спроса,
Милая берёза…
Перед читателем предстаёт мальчик думающий, цельный, ответственный. Тяжёлые условия жизни не озлобили его, а только укрепили его душу, выковали стойкий характер, сделали поэтом. Стихи для него — это спасательный круг, отдушина, это другой мир, не похожий на тот, в котором ему довелось жить.
Такой родной теперь мне роща стала.
Брожу по ней, и вот уж меньше он —
Гнетущий звон душевного накала.
Предстал тут жизнью всей, как таковой,
Пред нею вдруг, хоть и молчу о доле,
Как будто вновь кудрявой головой
Я утонул у матери в подоле…
Евгений Александрович — поэт по самой своей сути, он живёт поэзией, литературой и отдаёт творчеству душу, сердце и время. Он работает в разных жанрах литературы, и это у него получается.
Я давно знакома с Евгением Александровичем, хорошо знаю его творчество, его житьё-бытьё. И не перестаю удивляться: как, прожив такую нелёгкую, в общем-то, жизнь, он сохранил в себе порядочность, интеллигентность, доброжелательность к людям, бодрость духа и огромную работоспособность? И ответственность за ближних: когда тяжело заболел его младший брат Владимир, живущий в нашем городе, Евгений Александрович бросил всё и приехал к нему — и был с ним до конца. Во всех его произведениях обязательно присутствует братишка, многие страницы посвящены именно ему. Между ними всегда существовала прочная связь, даже если они жили далеко друг от друга. И хотя Евгений Александрович был старше всего на три года, он чувствовал себя ответственным за него, помогал и поддерживал.
Я думаю, что лишения и тяготы, перенесённые в детстве, закалили его, сделали настоящим человеком, правильно понимающим жизнь и своё место в ней.
Семьдесят четыре раза
Облетел я вокруг солнца.
Шутка ль? Зяб, да не напрасно —
Обеспечен. Бог — мой спонсор,—
написал он когда-то. Это его понимание счастья, оно — в творчестве, в духовной жизни.
Сегодня Евгению Александровичу — 80! Он всё так же полон энергии, его творческий потенциал не исчерпан, и читателям ещё не раз предстоит знакомство с его новыми книгами.