Зоя ГУДКИНА
Вера ДЁМКИНА

Красноярск

СОЗВУЧИЕ ДУШ

     Вологда…
     Какое звучное имя у исконно русского северного города. Побывать в городе, прославленном резным деревянным кружевом,— казалось бы, несбыточная мечта. А нам несказанно повезло! Да, нам выпало счастье побывать не только в городе-сказке, но и соприкоснуться с малоизвестными фактами биографии нашего великого земляка Виктора Петровича Астафьева, жившего в Вологде с 1969 по 1980 годы, написавшего здесь известные произведения. Отсюда он возвратился на берега родного Енисея, в родную Овсянку, в край, где начал свой жизненный путь.
     Не хочется говорить пафосно, но нас действительно охватило волнение, когда вышли из поезда и ступили на вологодскую землю, щедро укрытую пушистым декабрьским снегом. Мы бродили по улицам города, наслаждались его красотой.
     По всему было видно, что вологжане трепетно относятся к исторической части города. Сохранено большое количество купеческих домов постройки XVIII–XIX веков, преимущественно деревянных, украшенных причудливой резьбой. В городе с трёхсоттысячным населением — восемнадцать действующих церквей и соборов! При этом современные здания, чаще административного назначения, не выпячиваются своей кричащей значимостью. И улицы не обезображены киосками-бородавками. Слух ласкает чарующий своим звучанием вологодский говор.
     В Вологде много памятных исторических мест. В первую очередь — кремль, построенный Иваном Грозным, на территории которого возвышается величественный Софийский собор. Оказывается, царь собирался сделать Вологду северной столицей. Предание, услышанное из уст местных жителей, гласит, что позднее Иван Грозный отказался от своей затеи, потому что во время строительства на него упал кирпич. Это было расценено как дурное предзнаменование.
     На Кремлёвской площади, на возвышенности, на фоне неба просматривается скульптурное изображение русского поэта XIX века К. Н. Батюшкова рядом с верным другом-конём. В этом городе он жил, здесь нашёл свой последний приют.
     На крутом берегу реки белеет домик Петра I. Именно в нём он останавливался, когда посещал Вологду. Недалеко, в скверике, находится памятник поэту-лирику Н. Рубцову, творчество которого известно любителям поэзии. А на одной из центральных площадей — величественный монумент земляку, космонавту Павлу Беляеву. Удивительно, как в этом городе гармонично сочетаются памятники разных исторических эпох!
     Теперь о главном, ради чего проделан путь почти в шесть тысяч километров. В Вологду мы стремились, чтобы найти памятные места, связанные с жизнью В. П. Астафьева в этом городе, встретиться с людьми, знавшими его.
     Поиски решено было начать с Литературного музея, в котором познакомились с экспозицией, посвящённой творчеству поэта Рубцова и композитора Гаврилина. Были удивлены, что в городском музее нет раздела, связанного с именем В. П. Астафьева. А ведь он приехал в Вологду, будучи уже известным писателем. Виктор Петрович тепло вспоминал о периоде жизни, связанном с вологодской землёй. Именно в Вологде он работал над повествованием в рассказах «Царь-рыба», над своей заветной книгой «Последний поклон».
     Мы обратились к научному сотруднику музея с просьбой дать направление поиска, но она, к сожалению, не владела информацией, интересующей нас. Тогда мы решили самостоятельно найти хотя бы дом, где жил наш великий земляк. На улицах обращались к горожанам, задавая им вопрос, не знают ли они, где жил В. П. Астафьев. В ответ вологжане только разводили руками. Увы, первый день поисков положительных результатов не дал.
     На следующий день мы решили посетить исторические места, не забывая о цели своего пребывания в городе. На крыльце музея вологодского кружева неожиданно произошла счастливая встреча. К нам подошли две женщины, которым мы с сожалением сказали, что в музее сегодня выходной, а у нас, приехавших издалека, не будет больше возможности его посетить. «Откуда?» — поинтересовались они. «Из Сибири, из Красноярска, с родины Астафьева»,— ответили мы. «А мы местные»,— сказали они и продолжили свой путь. Вдогонку им, уже мало надеясь на удачу, задали всё тот же вопрос: не знают ли они, случайно, где жил Астафьев.
     Мы были вознаграждены! Не могли поверить удаче! Та, что певуче, по-вологодски, говорила, поинтересовалась, кто мы и почему нас это интересует. Представившись, мы протянули ей визитку литературного музея гимназии № 10 города Красноярска и сообщили о цели своего пребывания в городе. Тогда Светлана Георгиевна, так нам представилась наша неожиданная знакомая, назвала не только адрес, по которому жил Астафьев, но и сказала, что её муж, известный вологодский писатель Анатолий Васильевич Петухов, не просто был знаком с Виктором Петровичем, но и дружил с ним. Мы попросили устроить встречу с Анатолием Васильевичем.
     Весь вечер с волнением ждали звонка и несказанно обрадовались тому, что Светлана Георгиевна будет ждать нас на следующий день в десять тридцать возле дома, в котором жил Астафьев, по улице Ленинградской, 26.
      И вот мы здесь… Дом когда-то был предназначен для партийной элиты города. Основательный, трёхэтажный, окрашенный в жёлтый цвет, с резными балконами, по сегодняшним меркам ничем не примечательный дом. Лишь скромная мемориальная доска с надписью «В этом доме с 1969 по 1980 годы жил известный русский писатель В. П. Астафьев» свидетельствует о его исторической ценности. Нам показали окна квартиры на третьем этаже в центре дома, где жила семья Астафьевых. Трудно передать чувства, которые овладели нами в этот момент.
     Светлана Георгиевна подвела нас к соседнему дому и, приглашая в гости, предупредила: Анатолий Васильевич не совсем здоров и его нельзя утомлять.
     И вот мы в квартире человека, бережно хранящего в памяти воспоминания о встречах с Виктором Петровичем.
     Мы представились, поведали, что приехали с родины Виктора Петровича, что доводилось с ним видеться в Овсянке, в Красноярске. Встречали Марию Семёновну на конференции, на юбилее. А одной из нас посчастливилось побывать в доме Астафьевых в Академгородке.
     Анатолий Васильевич, несмотря на нездоровье, принял нас радушно. В его кабинете, наполненном огромным количеством книг, мы как-то сразу почувствовали себя уютно.
     Писатель немного рассказал о себе. От него мы узнали, что в Вологодской области проживает коренной народ — вепсы, представителем которого он является, что сам он стоял у истоков создания вепсского алфавита, принимал участие в подготовке первых учебников для вепсских детей. В 1990 году избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, работал заместителем председателя Комитета Совета Национальностей по делам малочисленных народов.
     Позже, когда мы возвратились в Красноярск, из Интернета узнали много интересного об этом удивительном человеке.
     Анатолий Васильевич Петухов — известный вологодский писатель, лауреат всесоюзного и российских конкурсов на лучшие произведения для детей. Он автор художественной прозы, многих проблемных очерков и корреспонденций по этнографии, природопользованию, инициатор создания национального парка на Вологодчине. Его сборник повестей, подаренный нам, наполнен тревогой писателя за судьбу деревни. В них он раскрывает драму повсеместного отчуждения крестьянина от земли, видит в этом национальную трагедию вепсов. Прозаика глубоко волнует проблема сохранения природных богатств родного края.
     Особенно поражает пронзительностью по своей нравственной составляющей повесть «Люди Сузёмья», в которой писатель обращается к извечной проблеме отцов и детей с позиции сыновней ответственности за судьбы престарелых родителей. Чего греха таить: нередко случается, когда дети, выпархивая из родного гнезда, забывают о своём долге перед теми, кто даровал им жизнь.
      Мы задали Анатолию Васильевичу несколько вопросов.
— Анатолий Васильевич, расскажите нам: как произошло ваше знакомство с Виктором Петровичем?
— Я где-то в году тысяча девятьсот шестьдесят восьмом написал в Чусовой письмо Виктору Петровичу, послал ему свои рассказы, которые ещё не были напечатаны. Хотел посоветоваться с ним, уже известным тогда в стране писателем. Чувствовал себя неловко оттого, что просил его читать мою «писанину», но очень нужен был свежий взгляд, пусть даже жёсткая критика. А потом оказалось, что Виктор Петрович переехал на постоянное жительство в Вологду. Мы стали часто встречаться.
— Как помогал вам Виктор Петрович?
— Смотря в чём. Если на рыбалке, в лесу — то я. Учил его на озере Кубенском ловить рыбу, нельму. Она бывает весом 12-15 килограммов, лососёвая порода. Ведь ловить её разрешали в строго определённое время — весной, до середины апреля. Сколько сноровки нужно было, терпения, чтобы дождаться улова!
     С жадностью слушая Анатолия Васильевича, мы видели, как потеплели его глаза при воспоминании о времени общения с Виктором Петровичем, поняли, как оно ему дорого.
— Чувствовали вы его влияние на ваше творчество?
— Да, конечно. Он был старше, мудрее, прошёл войну, считал её противоестественной для всего живого на Земле. Был тяжело ранен, не раз смотрел смерти в глаза. Он писал правду о войне, потому что знал её не понаслышке. Мы много говорили о смысле жизни, о писательском труде. Сошлись у нас взгляды и на современность.
— А есть ли у вас, Анатолий Васильевич, книги Виктора Петровича?
— Да, есть. Он подарил мне книги «Пролётный гусь», «Прокляты и убиты» с автографом. Вот, можете почитать.
     На одном из сборников — неразборчивым почерком Астафьева надпись: «Дорогому Толе Петухову в память о добрых днях нашей дружбы, в память о маме его и милом брате Жене, и об озере Кубенском, и о многих местах, где мы бывали вместе. В Вологде не было у меня ближе людей, чем все Петуховы. Дай Вам Бог здоровья и удачи в делах, охоте и рыбалке, если всё это ещё не забросили».
     Вспоминая встречи с семьёй Астафьевых, Анатолий Васильевич тепло говорил о Марии Семёновне — жене, верном друге, ангеле-хранителе великого писателя. А также отметил, что сын Андрей, проживающий в Вологде, никогда не грелся в лучах славы знаменитого отца. Мы про себя подумали: «Разве могло быть иначе? Ведь он сын родителей-праведников».
     Анатолий Васильевич рассказал нам, что Виктор Петрович по-отечески опекал вологодского поэта Николая Рубцова, чья судьба оказалась столь трагична.
     Подошёл час обеда. Нас пригласили в маленькую столовую отведать то, что было приготовлено руками хозяина дома. Поблагодарив за угощение, гостеприимство, помня, что Анатолию Васильевичу нужен отдых, мы решили попрощаться. Но он нам снова предложил пройти в свой кабинет, положил перед собой толстую папку. Оказалось, что в ней бережно хранятся газетные вырезки, материалы, связанные с именем Астафьева. Затем из семейного архива были извлечены фотографии, нигде ранее не опубликованные, на которых Виктор Петрович запечатлён во время охоты, рыбалки. Проникнувшись к нам доверием, оценив нашу заинтересованность, Анатолий Васильевич передал на хранение в наш музей сибирских писателей интересные материалы, за что мы были ему бесконечно благодарны.
     Наверное, неслучайно встретились два этих удивительных человека, два замечательных писателя. Виктора Петровича Астафьева и Анатолия Васильевича Петухова объединяло всё, что волнует неравнодушного человека: взгляды на прошлое и современность, на болевые точки в обществе.
     Мы возвратились в родной Красноярск, переполненные впечатлениями о встрече с Вологдой. Да, мы мечтали побывать в этом городе, но и представить себе не могли, что встретимся с человеком, так близко знавшим В. П. Астафьева — с его вологодским другом Анатолием Васильевичем Петуховым. Чем объяснить то, что нам так повезло? Наверное, провидением…

Об авторах:

Зоя Николаевна ГУДКИНА — учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 10». Руководитель клуба «Литературный Красноярск», создатель и руководитель музея сибирских писателей. Победитель конкурса национального проекта «Образование» (2006 г.). Имеет грамоту Министерства образования России, грамоту главы города.
Вера Петровна ДЁМКИНА — учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 10». Отличник народного просвещения. Имеет нагрудный знак «Заслуженный педагог Красноярского края».