Ольга КУЛИКОВА

Ачинск

ЗАПОВЕДНЫЙ ВЛАДИВОСТОК

     Город-гавань, город-заповедник, город-царь — так называют Владивосток, которому летом 2010 года исполнилось всего-навсего 150 лет. Он раскинулся среди сопок и дубрав, окруживших бухту Золотой Рог. Именно здесь, на берегу Японского моря, заканчивается Транссибирская железнодорожная магистраль.
     Во Владивостоке всё от моря: улицы Морская, Флотская, Матросская, Океанский проспект, Корабельная набережная. Дома, сбегающие прямо к воде, пляжи в самом центре города, корабли, крейсера, катера и парусники, приткнувшиеся к берегу. Отсюда во многие уголки мира проложены морские пути. Бухта Золотой Рог через пролив Босфор Восточный соединяется с заливом Петра Великого. Его составной частью являются Амурский и Уссурийский заливы, омывающие город с запада и востока. Все эти заливы и бухты, а их более ста, являются частью Японского моря.
     В море обитают представители северных и южных видов рыб. Встречаются косяки сельди, корюшки. Сейчас сюда пришли акулы и медузы из северных морей. Город по-прежнему занимает ведущее место в рыбной промышленности, хотя качество продукции заметно ухудшилось.
     Первые поселенцы на полуострове появились около 10 тысяч лет назад, ещё в каменном веке. Одно стойбище располагалось в районе бухты Улисс, другое — в районе нынешнего Сад-города, на берегу залива Углового. Всего же на территории полуострова обнаружено более 30-ти древних стоянок. Последняя открыта летом 2010 года при расширении дороги федерального значения до международного аэропорта города Артёма. Неподалёку от Сад-города, известного курорта, находился уникальный ботанический сад, который в настоящее время закрыт. Первый русский фрегат вошёл в бухту Золотой Рог в 1857 году. К этому времени русские мореходы обследовали и нанесли на карту все дальневосточные берега, в том числе и заливы.
     Город Владивосток раскинулся на южной оконечности полуострова Муравьёв-Амурский, берега которого напоминают кружевной узор. Сейчас этот полуостров и цепочка островов архипелага входят в городскую черту. Средняя ширина полуострова не превышает 12 км, а длина чуть более 30 км. Расположен город в широтном направлении южнее города-курорта Сочи, находится на одной широте с Махачкалой, Сухуми, Варной, Нью-Йорком и Чикаго. Владивостоковчане шутят: «У нас широта крымская, а долгота — колымская». Время во Владивостоке на семь часов меньше московского и на три часа — красноярского. Климат муссонный. Зимой преобладает сухая, морозная, но солнечная погода. Снега мало, он сдувается с сопок ветром. Температура января — минус 14 градусов Цельсия. Весна ранняя, лето влажное и туманное. Август-сентябрь-октябрь в Приморье — бархатный сезон.
     В биографии Владивостока много драматических страниц, много памятников и монументов, тихих погостов, памятников архитектуры, домов-музеев, библиотек, где жили и творили известные всей стране люди: Фадеев, Аксаков, Серафимович.
     30 тысяч владивостоковчан не вернулись с военных полей и походов. О них рассказывает мемориальный комплекс на Корабельной набережной. Были потери и в мирное время. Помнят горожане и тех, кто погиб на о. Даманском, и на о. Русском, и моряков торгового флота. Служили на восточных рубежах нашей Родины и наши земляки. Об этом я писала в книге « Поэзия подвига» и в статье «Наши на острове Русский», опубликованной в газете «Причулымский вестник» (1991).

Пешком по Американке

     Среди десятка островов архипелага самыми привлекательными и близкими для горожан и туристов считаются о. Русский и о. Попова. И там, и там сохранилась древнейшая флора и фауна. Я уже не говорю об обитателях моря, число видов которых перевалило за три сотни, а может, и больше. На островах рядом с клёнами, липами, орешником всех видов и сортов произрастают дуб и виноград. А на острове Попова из каменных глыб в зарослях туи высотой более 15 метров вытесаны фигуры людей и динозавров. Кто и когда это сделал, остается только догадываться.
     Море вокруг островов тёплое и красивое. Как в зеркале, в нём отражается Небо.
     Итак, я горю желанием рассказать вам об острове Русском, не впадая в его богатую историю, когда здесь строились военные укрепления, стояли казармы, на месте которых сейчас выстроен Свято-Серафимовский мужской монастырь (хорошо, что не клуб и не казино).
     Минуя пятиэтажки, потом старые офицерские бараки и ветхие двухэтажные дома, сворачиваю к озерку с пресной водой и поднимаюсь на ровную дорогу. Американка — это название дороги, по которой я иду к заливу с одноимённым названием.
     Правда, неофициальное. Таковых здесь много. А по-другому у русских людей и не получилось бы назвать. Слишком острой оказалась память. И вот почему.
     Это удивительно, но в самый разгар Гражданской войны почти год во Владивостоке, на острове Русском, существовала огромная колония детей из Петрограда, которые были спасены от голода. Открыл миру эту историю писатель, бывший моряк, хабаровчанин Владимир Липовецкий, который сейчас живёт в Израиле, в г. Ришон.
     Владивосток ему очень близок, отсюда он много раз уходил в дальние походы. Он и стал автором книги «Ковчег детей».
     Сейчас от Владивостока, прямо над памятником морякам военно-торгового флота, до мыса Чуркина строится шестикилометровый мост. Вероятно, дальнейшее его строительство коснётся и о. Русского, так как именно здесь уже началось строительство нового здания океанариума, студенческого городка и другой инфраструктуры. Начался и самовольный захват земли. Но, возможно, когда-нибудь залив, где стояли американцы, станет местом дружбы. Пока же не все процветают в этом заповедном уголке России. Для многих работа на острове и в море — это единственный шанс выжить в краю изобилия.

Великое кругосветное путешествие

     …Всё началось весной 1918 года. Шла Гражданская война. В Петрограде было очень голодно. На одного едока приходилось по осьмушке хлеба в день, к тому же очень плохого качества. Особенно страдали от голода дети. Поэтому их решили на время летних каникул отправить в хлебородные губернии, чтобы подкормить. Одна детская группа, 800 человек, направилась на Урал вместе с учителем. Прошло лето, детей стали готовить к поездке домой. Но в это время восстали бывшие пленные белочехи, адмирал Колчак двинул свои дивизии на Москву. Путь на запад был отрезан. В преддверии суровой зимы детская колония осталась без хлеба, без денег, без тёплой одежды. На Урале — безвластие. К кому обратиться? Родители обратились к Американскому Красному Кресту: «Спасите наших детей!» Американцы в короткий срок подготовили два железнодорожных состава, но одолеть линию фронта не смогли, а потом приняли решение повернуть их на восток. С Урала дети попали в Омск. Далее — Байкал, Чита… Затем повернули на Китай. Проехали Маньчжурию и оказались во Владивостоке. В то время город был запружен беженцами. Найти место оказалось делом трудным. Тогда американцы обратили внимание на остров Русский, где пустовало несколько военных казарм ещё со времён русско-японской войны. Их быстро отремонтировали, приспособив не только для жилья, столовой и госпиталя, но и для школы. Американцы сделали всё, чтобы дети ни в чём не нуждались. Вокруг было море нищеты, неустроенности, а дети из Петрограда учились в школе, получали профессии, учились ремёслам, кушали в обед сочную капусту, гречневую кашу с котлетой, печенье, компот, шоколад. Прошёл год, дети скучали по родителям. Восточная часть железной дороги была блокирована японцами, а на других её участках был полный беспредел. Шёл 1920 год. Прошло более двух лет, как юные путешественники покинули свой город.
     Американцы — одним из них был тогда молодой Барл Бремхолл — сказали: если нельзя посуху, то почему бы не морем?
     За месяц нашли японское судно «Йоми Маару», переоборудовали его для детей. На борту написали крупными буквами: «Американский Красный Крест». На него поднялись около восьмисот детей в возрасте от пяти до семнадцати лет, несколько десятков русских воспитателей, двадцать работников Красного Креста, шестьдесят бывших военнопленных и японский экипаж во главе с капитаном Каяхара.
     Покинув Владивосток, судно сначала зашло в порт Муроран, что на юге острова Хоккайдо, где дети посетили местную гимназию и получили подарки. Затем, после плавания по Тихому океану, судно остановилось в Сан-Франциско, где их ждал тёплый приём. Потом их встречает Нью-Йорк. Две недели они жили на острове Стейтен-Айленд. И снова океан. На этот раз — Атлантический. Преодолев его, дети посетили Францию, затем Германию. А высадились, покинув свой плавучий дом, в порту Койвисто, что в Финляндии. Так закончилось кругосветное путешествие, которое длилось почти три года.
     В конце 1920-го – начале 1921-го годов детей по 50–100 человек передавали через финско-русскую границу, которая проходила тогда по реке Сестре. Юных путешественников принимали представители Петросовета. Увы, они прибыли в город, который продолжал страдать от голода и холода. Родители были счастливы, но в их глазах стоял немой вопрос: чем они будут кормить своих прибывших сыновей и дочерей?
     О колонистах снят полнометражный фильм «Миссия», написан роман «Ковчег детей», который был опубликован в Санкт-Петербурге и в 2007 году был назван лучшей книгой года. Но потрясает тот факт, что прошло почти столетие, а во Владивостоке не забывали об этом никогда. Я иду по Американке с огромным волнением, понимая, что по этой дороге когда-то бегали счастливые дети, и над ними было мирное небо. Над дорогой нависли зелёные клёны, берёзы, виноградная лоза, которые особенно красивы здесь осенью. А на заливе с одноимённым названием — тихая волна. Именно сюда и прибывали американские и японские суда. Справа — ещё не разорённые военные укрепления. Рядом — летние веранды и кафе молодых предпринимателей. И дуб, огромный, раскидистый, который был свидетелем прошлых событий. Сохранится ли всё это при строительстве?

В городе воинской славы

     Владивосток был основан в 1860 году прежде всего как военный пост. Важное значение для нашего государства имело его географическое положение, благоприятные климатические условия.
     Внимание правительства к развитию крепости Владивостока, успешная экономическая деятельность позволили городу уже через 30 лет преобразить свой облик. Сплошная одно- и двухэтажная застройка сносилась и заменялась на новую — каменную, с очень устойчивыми и неоднотипными фундаментами зданий, учитывая гористый рельеф. Разнообразие типов зданий и архитектурных стилей и сейчас говорит об архитектурных пристрастиях того времени: модерн, русский неоклассицизм, «национальный стиль», элементы готики, восточные мотивы,— и всё это сложилось в неописуемую, волшебную палитру. Сейчас многие здания реставрируются, обретают новую жизнь. Построен новый микрорайон, появилось много коттеджей.
     В самом центре, по улице Светланской, 41, находилась когда-то почтово-телеграфная контора. Сейчас здесь Торговый дом. Новую жизнь получила арка цесаревича Николая, построенная в честь его приезда во Владивосток в 1891 году. В эти же годы был построен одноэтажный особняк военного губернатора Приморской области по улице Светланской, 52. Великолепны железнодорожный вокзал (миниатюрная копия Павелецкого вокзала), с его удивительными росписями на потолке, фонтанчиком в зале ожидания, и современный морской вокзал. Их разъединяют только железнодорожные пути. Море рядом, оно везде — куда ни взгляни. Отсюда, с открытой смотровой площадки морского вокзала, кажется совсем близким даже остров Скреплев, где проходит граница между Жёлтым морем и Тихим океаном. А вообще на Владивосток лучше смотреть с высоты птичьего полёта или через окно самолёта. Тогда насквозь видна и бухта Золотого Трепанга, а по-китайски — Хайшенвей. Да-да, это и есть бухта Золотой Рог.
     Именно сюда заходят корабли со всего мира, заползают змеи и приходят тигры. Я смотрю на город с высоты восьмого этажа, любуюсь его самобытностью и оставляю здесь частичку своей души. То пешком по высоким ступеням вверх, то на фуникулёре до дома-музея С. Аксакова, к памятнику Кириллу и Мефодию, где ветры по пути с моря на континент просто сдувают, то по мостовой через проспект Красоты или вверх к кирпичному двухэтажному домику Фадеева. Здесь он жил и писал свой «Разгром», положив в основу события, происходившие в Приморье в годы войны. В этом городе жил и Серафимович.
     Рельеф города неповторим, стихия необузданна. Новые мосты, магистрали, интересные транспортные развязки. Чего стоит только взглянуть на монумент «Города-побратимы». А Корабельная набережная рассказывает о подвигах горожан в военные и послевоенные годы. Часть военно-морской истории находится в подводной лодке, установленной на самом главном мемориале воинской славы. Для того чтобы пройти по всем её отсекам, требуется гражданское мужество, это очень волнующе.
     А неподалёку, в нескольких метрах выше,— китайские кафешки, ресторанчики, коттеджи. И всё это лишь штрихи, приложение к величественному морю, пристани, пляжам, яхтам, катамаранам.
     Суда «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород», «Россия», военные крейсера Японии, США (они принимали участие в военно-морском параде в День ВМФ России). А впрочем, весь июль был для этого региона напряжённым. То учения армий США и Южной Кореи под кодовым названием «Восток-2010» с огромным количеством военных кораблей и авиации. То учения Японии и США. Но в июле во Владивостоке гостили наш ракетный крейсер «Москва» и боевой крейсер «Пётр Великий». А совместный с Японией и США военно-морской парад, в котором приняли участие три подводные лодки и множество боевых кораблей, показали и нашу боевую мощь.
     «Азиатско-Тихоокеанский регион — бурно растущий, развивающийся регион,— отметил президент России Д. Медведев.— Мы, естественно, должны быть готовы обеспечивать безопасность нашей страны в АТР с учётом тех проблем, которые здесь существуют».
     Летнее обострение на море совпало с полным солнечным затмением, которое наблюдалось хорошо в другом полушарии Земли — в районе о. Пасхи. Но страшнее всего — затмение сознания людей, когда амбиции политиков и военных создают угрозу жизни не только отдельно взятым городам, но и существованию всего человечества. Приходиться сожалеть, что прежние военные укрепления Владивостока и примыкающих к нему островов потеряли своё значение и мощь. И восточная граница — не «на замке».
     Уже осенью обострились отношения между Южной и Северной Кореями. И сразу в Жёлтом море появились военные корабли США. Оживилось движение и в Японском море. А накануне Владивостоку присвоили звание города воинской славы. Он это право заслужил.
     Да, сегодня в этом богатом регионе есть проблемы и в армии, и в экономике, и в обществе. Остро стоят проблемы образования и культуры, детской беспризорности, криминализации общества, реабилитации и лечения бывших военных. В городе есть очень ветхие здания библиотек. Требует внимания система жилищно-коммунального хозяйства. В городе неспокойно, неспокойно и в целом по Приморью. Только летом и осенью были обезврежены три банды. Но город живёт своей жизнью, старается смотреть на проблемы с юмором, как одесситы.
     И кто здесь только не живёт. Одни названия говорят сами за себя: Новая Москва, Новая Одесса, Находка. А какие светлые названия кафе, парикмахерских, магазинов: «Христофор», «Семь сфер», «Абсолют», «Садко». Так называемая толерантность со своими плюсами и минусами здесь ярко выражена: западное англиканство, немецкий педантизм, восточная мудрость, русская добросердечность, украинское лукавство и прочая, прочая... Здесь говорят на языке бизнеса и политики, музыки и медицины, духовности и нравственности. И здесь, в самом сердце Владивостока, жирует не одна волчья стая.
     Уходят от пристани в поход корабли. Все ли они вернутся домой, всех ли моряков встретят на берегу подруги и жёны? Да поможет им Бог! Именно такими словами провожали всегда в поход моряков. В одной из газет мне попалась на глаза светская новость 1860 года, где было написано: «Погружено с Божьей милостью... Поведёт в плаванье с Божьей помощью». История города пока изучена мало, особенно военная. Так говорят сами владивостоковчане. От того, насколько безопасным будет восток, зависит многое. Я в этом убедилась сама, хотя приехала сюда не наблюдать, а отдыхать.

На Океанской станции сойду,
По улочке тихонечко пройдусь
До озера, где лотосы цветут
Восточные, на север и на юг.
На водной шири тишь и благодать,
Ковёр — одна сплошная гладь.
Не верится, что это наяву:
А если я один из них сорву?
Но разве можно эту радость рвать,
Чтобы стихи волшебные писать?!
Божественная нежность, красота
На тонком стебельке — и так хрупка.

Ольга Куликова

Об авторе:

Ольга Сергеевна КУЛИКОВА родилась в Красноярске. Окончила Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ). Журналист. С 1961 года живёт в Ачинске. С 1986 года руководит городским литературным объединением «Истоки – Вдохновение». Автор шести книг стихов и прозы.