Максим Горький:

«О, СЧАСТЬЕ БИТВЫ!..»


     «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!..» Эти слова из «Песни о Соколе» М. Горького очень уж подходят к их автору. Для всех совестливых людей, не приемлющих унижение человека человеком и обществом, искренне верящих в возможность социальной справедливости и в идеалы человеколюбия, Максим Горький и сегодня является глашатаем душ, жаждущих свободы и совершенства. Для людей с прогрессивными взглядами его книги являются путеводной звездой в борьбе с силами мракобесия, с мещанской философией неограниченного потребительства.
     Он вошёл в жизнь 140 лет назад как Алёша Пешков, а стал всемирно известным писателем, великим гуманистом, властителем дум первой половины ХХ века. О себе он говорил, что «пришёл в этот мир, чтобы не соглашаться». Начало его литературной деятельности пришлось на сложное и противоречивое время, когда общество погрузилось в глубокий нравственный кризис. Его ранние романтические рассказы были жизнеутверждающими, его первые пьесы вскрывали мерзости повседневной жизни. Первый рассказ был опубликован в 1892 году, а к концу столетия сборник его начальных рассказов был издан невероятным для того времени стотысячным тиражом, а двадцатипятитысячный тираж его первой пьесы «Мещане» был раскуплен в две недели. По свидетельству Ивана Бунина, «русская интеллигенция сходила от него с ума… И вот, каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием». Другой великий русский человек, Леонид Леонов, назвав Горького «мастером слова и жизни», говорил, что он «если не сильнее, то шире повлиял на общественное мнение своего поколения».
     Небывалый успех и всемирное признание Горькому принесла пьеса «На дне». Начав свой триумф в 1902 году на сцене Московского Художественного театра под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, она вскоре появилась во многих театрах мира, где шла с неизменным успехом. В пьесе столкнулись два взгляда на человека, на его жизнь, на его путь в обществе. Высокое предназначение человека звучит в словах Сатина: «Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Эти слова зовут к стремлению самосовершенствования, к преодолению низменных желаний, к улучшению жизни. И психология Луки — «ни одна блоха не плоха» — вроде бы как призыв к непротивлению злу. В чём же успех горьковских книг, почему они волновали души и умы политически и социально активной части общества? Ответ прост — в них изображена правда жизни.
     Произведения Горького сыграли грандиозную роль в формировании человека нового, социалистического общества. Миллионы девушек и юношей писали сочинения на темы «В жизни всегда есть место подвигу» и «Человек — это звучит гордо», а когда приходило оно, это время, они совершали подвиг. Не щадя своих молодых жизней, грудью защитили Родину и человечество от фашизма, восстановили страну, освоили целину и покорили сибирские реки, победили атом и в космос взлетели. Прав Горький: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!»
     Велика роль Горького в становлении и развитии советской литературы, в коренном её повороте к национальным истокам, к духовным народным корням. «Я помню те времена, — говорил в беседе со Станиславом Куняевым выдающийся русский советский композитор Георгий Свиридов, — до первого съезда писателей, до 1934 года, когда русским людям в литературе, в музыке, в живописи не то чтобы жить и работать — дышать тяжело было! Все они были оттеснены, запуганы, оклеветаны всяческими авербахами, бескиными, лелевичами, идеологами РАППа, ЛЕФа, конструктивистами… Но приехал Горький, и как бы хозяин появился, крупнейший по тем временам русский писатель… Конечно, сразу всё ему поправить не удалось, но даже мы, музыканты, почувствовали, как после 1934 года жизнь стала к нам, людям русской культуры, поворачиваться лучшей стороной…»
     Творческому наследию Максима Горького была посвящена литературная гостиная, которую провело КРОО «Русское общество» в Государственной универсальной научной библиотеке. В её работе участвовали доктор филологических наук Г. М. Шлёнская; заслуженный артист России, профессор Академии искусств и музыки В. Я. Жуковский; депутат Законодательного собрания, редактор газеты «Красноярская газета» О. А. Пащенко; член ЦК КПРФ В. С. Бедарев; руководитель литобъединения «Русло» А. З. Захарченко; редактор альманаха «Новый Енисейский литератор» С. Н. Кузичкин; активисты «Русского общества», студенты, учащиеся техникумов и школ, сотрудники библиотеки.
     В этот день в читальном зале библиотеки звучала музыка борьбы с несправедливостью, музыка сопротивления насилию и злу, гимн человеку — человеку разумному, борющемуся за свои права и за уважение прав всех людей. Сначала ведущий библиотекарь О. В. Бактарова познакомила присутствующих с жизненным и творческим путём Горького. Рассказала о его влиянии на развитие советской литературы.
     Патетически страстно говорил В. Я. Жуковский о прекрасном патриотическом творчестве Горького. Особое внимание он обратил на пьесу «Мещане», в которой сыграл роль Тетерева. По его мнению, в этом образе Горький написал самого себя. В уста Тетерева он вложил свои мысли и думы о несовершенстве общества и человеческого бытия, о греховности человека и неизбежности покаяния. В. Я. Жуковский говорил о мессианском начале духовного просвещения общества Горьким. О том, что красной нитью через всё творчество Горького проходит тема добродетели Земли Русской, тема сопротивления унижению человека. Наиболее ярко она проявилась в его романах «Жизнь Клима Самгина» и «Мать», в автобиографической трилогии. Жуковский считает, что люди делятся на «толстовцев» и «горьковцев». Себя он причисляет к «горьковцам», так как уверен, что «добро должно насаждаться в обществе».
     И как бы продолжением мыслей Жуковского о необходимости сопротивления жизненным обстоятельствам прозвучала в исполнении ученицы средней школы №7 Кристины Кирокосян легенда о Данко из сказки Горького «Старуха Изергиль». Взволнованный и страстный голос девушки, рассказывавшей о добровольном самопожертвовании героя ради спасения других, никого не оставил равнодушным.
     Тему самопожертвования во имя высоких целей продолжил А. З. Захарченко. Он подчеркнул, что многие поколения советских людей воспитывались на произведениях Горького. Нам были близки, понятны и дороги образы Данко, Павла Власова из романа «Мать», их стремление жертвовать собой, их жажда справедливости. А сегодня произведения Горького учат нас понимать грабительскую сущность навязанного нам извне капитализма, зовут к борьбе за социальную справедливость. Миллионы советских людей повторили подвиг Данко в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., отстояв независимость нашего Отечества. Среди павших в этих жесточайших боях был и отец Захарченко. Ему он посвятил прекрасное стихотворение «Я в долгу неоплатном», которое тепло было воспринято участниками гостиной.
     «Перечитывая сегодня произведения Горького, — сказала А. П. Елесина, — удивляешься, как глубоко и всесторонне он изучил психологию всех социальных слоёв, какими мудрыми философскими рассуждениями автор сопровождает действия и поступки своих героев». А затем торжественно и яростно прочла чудесную, зовущую к борьбе с тёмными силами «Песню о Буревестнике». С каким вниманием и волнением молодые участники гостиной слушали чтеца, как преобразились их лица и загорелись глаза! Как много значит для нас «через предварительную огневую закалку прошедшее человеческое слово» (Л. Леонов).
     «Горький — это поистине океаническое явление, многоплановый и талантливый писатель, — начала своё яркое выступление Г. М. Шлёнская, — он с первых своих шагов в литературе вступил в полемику с такими маститыми и признанными гениями, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. У Чехова жизнь плоха, он вечно ноет, у Толстого — призывы к непротивлению. Герои Горького мечтают о лучшей жизни, стремятся к правде. Последнее время наблюдается резкое хроническое охлаждение к творчеству Горького и его личности. Была приятно удивлена, когда на практических занятиях при обсуждении романа «Мать» вдруг услыхала от студентов, что им нравится Павел Власов, так как у него в жизни есть цель. Романы Горького «Жизнь Клима Самгина» и «Мать» — это великие произведения, несмотря на то что роман «Мать» сильно идеологизирован. В них Горький выступает как великий писатель в своей любви и боли за Россию. Все подходы к изображению революции в советской литературе Шолоховым, Бабелем, Пастернаком заложены Горьким. Отношение к революции у Горького неоднозначное, он очень любил человека, жаждал его освобождения, он ужаснулся разгулу насилия в первые дни Октября. Величие его любви к России ярко проявилось в «Несвоевременных мыслях», в которых он вступил в спор с Лениным. Горький считал, что Россия из-за низкого культурного уровня народа не готова к социалистической революции, в России по сравнению с Западом низка культура труда. Другая работа Горького, «Исповедь», также пронизана глубокой любовью к людям, к своему народу. Творчество Горького — великое достояние нашей национальной и мировой культуры, и оно не подлежит забвению».
     Как всегда, с сердечной теплотой говорил О. А. Пащенко. Он отметил, что правда и красота в творчестве Горького присутствуют гармонично. «Горький — великий проповедник, он действительно глашатай душ, в нём всегда боролось головное и сердечное. Он в мир пришёл для любви. Прав Жуковский, что люди делятся на «горьковцев» и «толстовцев». Олег Анатольевич поделился, что в нём есть что-то от «горьковцев» и что-то от «толстовцев», во всяком случае, свою другую щёку согласен подставить лишь брату во Христе. Надо понимать, что живём в Божьем мире, и Бог милосерден. Горький тоже искал Бога и видел его в правде. Недавно исполнилось сорок дней со дня смерти Егора Летова, он с 20-ти лет боролся за справедливость, своими песнями будил наши души, звал нас к сопротивлению существующим порядкам. В заключение Пащенко прочёл стихотворение Сергея Есенина «Песнь о собаке», которое очень нравилось Горькому.
     С. Н. Кузичкин убеждён, что Горького сегодня просто необходимо читать. Время показало его правоту в изображении жизни людей, отношений между ними, их достоинств и недостатков. Многие из недостатков до сих пор не изжиты людьми, да к тому же человечество обогатилось и новыми. Книги Горького учат нас бороться с ними.
     «Не надо делать из Горького идола, он противоречивый писатель, — заявил Е. А. Евтушенко, — это Степан Разин в литературе, бунтарь. Книги его интересно читать. Он писатель своей эпохи, а эпоха была поражена этнической болезнью. Горький не только отразил эпоху, но он сгустил краски. «Жизнь Клима Самгина» — великая книга, но ни одного положительного героя, ни одного здорового человека: если не мерзавец, то больной. Сгустил всё-таки он краски. Мне не нравится, что он не любил Достоевского, критиковал его. Горькому нравились «бесы», он считал их передовыми. Конечно, Горький был востребован своим временем, все ждали пророка, все ждали революции. Все сходили с ума от книг Горького. Свершилась революция, и Горький не принял её, вынужден был уехать за границу. Горький в своих книгах отразил жизнь в революционной России, по его книгам можно изучать историю».
     Вот такой сложный и интересный разговор состоялся на литературной гостиной. Он ясно показал, что творчество Горького выдержало испытание временем, оно и сегодня своевременно и востребовано. Думается, что юноши и девушки, присутствовавшие на заседании гостиной, обязательно заинтересуются творчеством Горького и прочтут его книги. Участники гостиной смогли познакомиться с выставкой произведений Горького и книг о его творчестве и жизни, организованной работниками библиотеки, за которую выражаем им сердечную признательность Хочется пожелать людям прожить свою жизнь так, чтобы никто их не смог упрекнуть словами Горького: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут: Ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют!»

Иван БОРТНИКОВ,

заместитель председателя правления КРОО «Русское общество»
Красноярск