Андрей СМАНЦЕР

Тайшет, Иркутская область.
     Учится в 10 классе Тайшетской средней школы №20. Пишет стихи и рассказы, занимается краеведением. За исследовательскую работу «История становления религиозной жизни в Тайшетском районе» был отмечен дипломом на областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо. 2005 год».

«И НА ИЗВЁСТКУ КОЛОКОЛЕН НЕВОЛЬНО КРЕСТИТСЯ РУКА…»

Из истории православных храмов Тайшетского района

     В начале прошлого века большая часть территории нынешнего Тайшетского района входила в состав Канского уезда Енисейской губернии, а построенные почти в каждом селе храмы принадлежали Енисейской епархии. Многие церкви (а теперь и сёла) не сохранились до наших дней. Они остались в истории, которую, к сожалению, очень плохо знают (а то и не знают совсем) мои земляки. А ведь ещё сто лет назад колокольный звон в сёлах был делом обыденным, и по церковным праздникам и воскресеньям люди семьями шли к храму.

     Храм Святых Апостолов Петра и Павла
     (Деревня Петропавловка (Село Чунское)
     Селение несколько раз меняло название. До 1754 года называлось деревней Балтурино, но с открытием там храма стало именоваться Петропавловкой. Но это наименование было принято лишь в гражданском ведомстве, в епархиальном же село называлось Чунское. Местность, где располагалось селение, издавна была населена тунгусскими племенами, занимающимися охотой. В 1754 году новокрещёные тунгусы, через местного протоиерея Д. Безлуцкого, обратились в Тобольскую митрополию с просьбой построить в их селе церковь. В ответ на ходатайство митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр не только дал благословенную грамоту (от 29 октября 1754 года), но и указал выдать для устраиваемой церкви утварь и ризницу из Енисейского Богоявленского собора. К лету 1755 года строительство церкви закончили, но из-за долговременной переписки с Тобольской митрополией освятили храм лишь 13 мая 1756 года в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Церковь была деревянная однопрестольная. В 1851 году был сделан капитальный ремонт. Колокольня находилась рядом с церковью. В наше время в одном из частных домов сохранился язык от колокола. Сохранился камень-памятник установленный на кладбище, по рассказам местных жителей, на месте захоронения дочери священника.

     Храм Пресвятой Троицы
     (Деревня Бирюса)
     По преданию, первый храм в деревне Бирюса был построен в 1761 году московским купцом И.К. Пономаревым. По обету, в благодарность «за избавление от потопления при переправе через реку Бирюсу». В 1806 году церковь была перенесена в село Конторка, где некоторое время спустя, сгорела.
     В XIX веке на реке Бирюсе нашли золото, и в 1836 году был открыт первый прииск. Золотая лихорадка продолжалась недолго, и к концу века добыча золота сократилась до минимума. Тем не менее, в 1860 году на приисках, до устройства постоянно действующего храма, для рабочих временно была открыта походная Александро-Невская церковь.
     В 1855 году в селении строится деревянная церковь. Имела она один престол во имя Святой Троицы и первоначально была приписанной к приходу Николаевской церкви села Конторка Енисейской епархии. В 1892 году указом Синода открылся самостоятельный приход при Троицкой церкви села Бирюсинского. Вероятно, тогда же её передали в ведение Иркутской епархии.
     Храм был одноэтажный деревянный, с колокольней. Напоминал простую избу. Широкая ярусная колокольня имела гладкие светлые стены.
     До наших дней здание не сохранилось.

     Храм Михаила Архангела
     (Деревня Байроновка)
     Построен в 1853 году. Приходская церковь была одноэтажная деревянная. Колокольню построили чуть позже, в 1859 году, на расстоянии трёх саженей от церкви. После ремонта 1896 года, колокольня была присоединена к храму при помощи крытого остеклённого перехода.
     В приходе к 1910 году состояли и две приписные церкви – Варваринская в селе Новый Акульшет и Троицкая в селе Старый Акульшет.

     Храм Святителя Николая Чудотворца
     (Деревня Конторка)
     В начале ХХ века Конторка относилась к Канскому уезду Енисейской епархии. Здесь 13 августа 1862 года, в день празднества в честь Тихона Затонского от удара молнии сгорел храм, построенный ещё в 1761 году в селе Бирюсинском иждивением московского купца И.К. Пономарёва и в 1806 году перенесенный в Конторку. Два года спустя после пожара на этом же месте был заложен 30 августа 1864 года новый храм с колокольней «Далеко превосходящей красотою и великолепием первый». Длина его составляла 16,5, а ширина 4,5 сажени.
     Современники отмечали, что церковь имела великолепный иконостас и иконы отличной живописи, выписанные из Москвы. 13 августа 1866 года, ровно через четыре года после гибели в пожаре старой церкви, храм, при стечении 1200 человек молящихся, был освящён во имя Святителя и чудотворца Николая.
     До наших дней не сохранился.

     Храм Казанской иконы Божией Матери
     (Село Нижняя Заимка)
     Местность стали заселять в 1730 году. В конце XIX века в селении Нижняя Заимка насчитывалось 258 дворов и проживало более 1200 человек. В 1880 году была построена однопрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1889 году открыли самостоятельный приход, который причислили к Енисейской епархии. К приходу была приписана деревянная часовня в деревне Шиткиной, построенная в 1883 году.
     Здание церкви сохранялось до 70-х годов ХХ века, в ней размещался склад для хранения цемента, а потом было разобрано.

     Храм Святителя Николая Чудотворца
      (Село Шалаево)
     Самостоятельный приход был открыт в 1857 году. Он выделился из Петропавловского прихода. До сооружения храма богослужения совершались в крестьянской избе. Деревянная однопрестольная церковь была построена подрядчиком из села Рыбинское А. Лыковым по проекту №1 «Высочайше утверждённых чертежей для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири». Заложили её 29 мая 1860 года, а освятили год спустя, 25 мая 1861 года, во имя Святителя Николая Чудотворца.
     Николаевская церковь первоначально относилась к первому округу Каннского уезда Енисейской епархии. В 40-е годы ХХ века село Шалаево было причислено к Тайшетскому району. В документах того времени значилось и церковное здание, перестроенное в клуб. В дальнейшем клуб сгорел, и был построен заново, рядом, но на другом месте.

     Храм Святой Великомученицы Варвары
     (Деревня Новый Акульшет)
     Приписанная к Байроновскому приходу, церковь в селении была возведена в 1890 году и освящена во имя Великомученицы Варвары. Построил церковь на свои средства нижнеудинский купец второй гильдии В.Ф. Васильев. Была она одноэтажной и деревянной. Звонница на столбах стояла отдельно от церкви.

     Храм Святителя Николая Чудотворца
      (Станция Тайшет)
     Средства на строительство были собраны среди жителей посёлка. Однопрестольную деревянную церковь освятил иркутский архиепископ Тихон 2 июля 1906 года. Самостоятельный приход открылся год спустя. Построили и деревянную колокольню. Современники отмечали, что церковь была высокой, светлой, имела очень привлекательный вид. Достопримечательностью были святые сосуды с государственным гербом России, вылитые из серебра.
     Храм закрыли решением Тайшетского райисполкома 29 апреля 1936 года. Переоборудовали сначала под пионерский клуб, а затем снесли.

     Храм Пресвятой Троицы
     (Деревня Старый Акульшет)
     О церкви известно только лишь, что она была построена в 1910 году, освящена во имя Святой Троицы и приписана к приходу Архангельской церкви села Байроновка.

     Храм Покрова Пресвятой Богородицы
     (Село Покровское (Черенгачет)
      Переселенческий участок Черенгачет (село Покровское) был образован в 1900 году. Приход открыли в 1911 году. К нему относились села: Новониколаевское, Петропавловское, Трёмино, Бузыканово, Большое Джокино.
     Деревянную однопрестольную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1912 году на средства переселенческого управления. В 1914 году в приходе насчитывалось 2365 человек.

     Храм Пресвятой Троицы
      (Село Шелехово)
     Переселенческий участок был образован в 1902 году. В 1910 открылся приход, в который вошли деревни: Талая, Рождественка, Ингашет, Преображенка, Старо-Шелехово. В общей сложности к тому времени в этих населённых пунктах проживало 1993 человека, в основном переселенцы из Могилёвской, Витебской, Минской, Киевской, Черниговской, Полтавской, Смоленской, Псковской, Орловской, Рязанской губерний.
     Деревянную церковь построили в 1913 году и освятили во имя Святой Троицы. В деревне Талой имелся приписанный к Троицкой церкви деревянный молитвенный дом.
     Церковь до 1922 года относилась к Енисейской епархии, а после была переведена в Иркутскую епархию (Благочиние 1 округа Нижнеудинского уезда).
     До наших дней здание не сохранилось.

     Храм Покрова Пресвятой Богородицы
      (Село Короленко)
      В переселенческом посёлке Короленко 25 февраля 1914 года был открыт приход. До устройства церковного здания походный храм был размещен в обыкновенном доме. Деревянная церковь строилась одновременно с церковью в Авдюшино.
     Есть сведения, что обе постройки велись по проектам, составленным епахальным архитектором А.С. Покровским.
     Позднее в здание был открыт клуб. Оно сохранилось и сейчас, но не используется и постепенно разрушается.

     Храм Покрова Пресвятой Богородицы
      (Село Авдюшино)
     Авдюшинский переселенческий приход был открыт 25 февраля 1914 года. Церковь первоначально предполагалось построить в селе Логовском Тайшетской волости, но решающими оказались: удачное расположение села Авдюшино и численность его жителей.
      Возведение храма началось в 1916 году и закончилось к лету 1917-го. Известно, что для настоятеля церкви был построен просторный дом, который в советское время был вывезен в село Тимирязево. Сам батюшка был убит во время гражданской войны партизанами.
     В настоящее время здание заброшено и находится в аварийном состоянии.

     В работе над материалом были использованы источники: газета «Бирюсинская новь», книга И.В. Калининой «Православные храмы Иркутской епархии».