Владимир КОЧЕТКОВ

Калуга

Член редсовета «Нового Енисейского литератора». Член Союза российских писателей.

ГЕРОИ ОТДЫХАЮТ

     Вначале позволю себе утверждение: в настоящем, в эпоху, нами проживаемую и формируемую, героев нет. Эпохой будем считать состояние духа и умов, и это главное, а прочие атрибуты социума оставим за рамками, как элементы вторичные, существенные, но исследуемые наукой, а не искусством. Героев же и выявляет, и создаёт именно искусство.
     В истории культуры герои присутствовали всегда, а наука как элемент сознания и часть культуры возникла и проявила себя относительно недавно. Социология, психология, история и прочие дисциплины занимаются фактами, причинно-следственными связями, и лишь искусство проявляет феномен героя. Особенная роль в этом поиске принадлежит литературе; можно сказать, она важнейшая составляющая в явлении героя. Почему литературе отводится первое место, скажем чуть ниже, а пока определимся с героем как понятием.
     Человек как явление представляет собой три, на первый взгляд, взаимоисключающие категории. Самая древняя — это инстинкт, с некоторыми оговорками можно назвать эту часть нашей личности подсознанием. Вторая категория — это разум, интеллект, проявивший себя несколько позднее инстинкта и достигший своего дряблого могущества именно в последнее время. И, наконец, нравственный закон, так и не ставший для большей части земленаселенцев основополагающим элементом. Эти три столь разные качества, выполняющие абсолютно противоположные функции, вынуждены уживаться в одном существе — человеке. Не будем сейчас подробно разбирать взаимодействие этих качеств, но признаем: герой проявляет собой как раз то или иное состояние инстинкта, разума и нравственного закона, существующего в эпоху, препарируемую искусством. Науке подобное проникновение не под силу. Она выхватывает из человеческого существа лишь статистически достоверные сведения о работе мозга, практически не имеет способов для обработки наших страстей, то есть инстинктивных порывов, и совершенно не занимается духовными, нравственными вопросами. Герой как эпохальная совокупность инстинкта, разума и духа есть предмет искусства. Герой, как зеркало, отражает взаимодействие качеств человека, характерное для каждой эпохи. Такого героя следует назвать эпохальным или эпическим героем.
     Так было в прошлом, когда большая часть народонаселения ещё не являлась полноценными членами людского сообщества. Искусство еще не интересовалось жизнью плебса, раба или умеренно свободного общинника. Авторы-художники фиксировали, как правило, сильных мира сего, точнее — явных лидеров, деятелей, исполнителей подвигов и вершителей судеб. Но постепенно жизнь обуржуазилась, сообщество людей потребовало отразить в искусстве и сознание, и дух не только Великих персоналий, но и маленького человека, элемента сословия, класса, типичного представителя. Идеалы резко обмельчали, зато возникли типические герои. А когда нации и народы преобразовались в гражданское общество, где нет места какой бы то ни было кастовости, надобность в героях отпала сама по себе. Возникло некое стадо индивидуумов, где каждый озабочен лишь своей личностью, своей утробной жизнью, чревностью своей персоны. Жизнь духа, колыхание и трепет нравственного закона как совокупность специфических качеств человека, безусловно, вычленяющих нас из мира животных, заменили флюктуации инстинкта и всё подавляющий маршевый ритм практического разума.
     Ни эпических, ни типических героев больше нет, да и быть не может. Присущие человеку специфические качества — свобода, любовь, чувство меры или справедливость, творчество и осознание себя как абсолютной ценности, борение с инстинктами и разумом, — как раз то, что и проявляло эпохальных и типических героев. Сегодня они нивелированы и вообще не нужны утилитарному сознанию. Массовая, интернациональная культура дегенерируется в потешный конгломерат инстинктивных кульбитов совокупления и насилия, рассматриваемых сквозь призму желеобразного интеллекта. Герою, формирующему сознание и критерии добра и зла, нечего делать в детерминированном инстинктом сообществе.
     Гуманистические идеалы и вечные ценности появились не вдруг и не сразу. Без опоры на нравственный героический опыт невозможно подняться к вершине духа. И люди это всегда чувствовали, поэтому и сохраняли мифы и легенды о своих первопредках, вытягивающих соплеменников из псевдочеловеческого состояния. Так и возникло искусство, отражение героической действительности, нравственного опыта, духовного урока для всех ищущих. И первую роль в этом деле сыграла литература, самая очеловеченная форма искусства. Поскольку слову как литературному инструменту аналогов в природе, вне человека, нет. Но литераторы есть, и другие есть, каждый имеет право на отражение эпохи. А когда все пытаются выразить самоё себя, герои отдыхают.