Анна ИВАНОВА

Красноярск
Учитель русского языка и литературы высшей категории Муниципального образовательного учреждения — средней общеобразовательной школы № 98. Занимается исследованиями в области литературы Красноярского края. В марте 2007 года выступала с докладом на Всероссийской научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» в Красноярске. Принимала участие в создании пособия «Воспитание характера: проблемы и поиск решения» (Красноярск, 2007).

ЦЕННОСТИ СИБИРСКОГО ХАРАКТЕРА

Сохранение и развитие ценностей сибирского характера через изучение произведений сибирских писателей

     В настоящее время в системе образования делается решительный шаг в сторону изучения регионального компонента: истории края, литературы края, культуры края. Фундаментом для этих нововведений служит общеобразовательная школа, а базовым звеном школы являются ученики. Актуальнейшая задача школы — сохранить и развить у ребёнка главные духовные и нравственные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти ценности мы можем наблюдать в сибирском характере, поэтому очень важно сохранить и развить их у школьников.
     Повальное увлечение молодёжи иностранной культурой на всех уровнях: в стиле поведения, манере общения, направлениях в моде, употреблении в речи сленга, — заставляет задуматься о том, что теряется связь с народными корнями, нравственными истоками, моральными ценностями, а это ведёт к отчуждению подростков от отечественной культуры, к потере нравственных ориентиров. Происходит размывание социально и личностно значимых черт характера современного поколения детей и молодёжи, обостряются проблемы их воспитания.
     Подрастающее поколение — это наше будущее, и от того, с какими нравственными ориентирами оно выйдет на жизненную дорогу, будет зависеть, по какому пути станет развиваться наша Сибирь, Россия в целом.
     Мы знаем, что становление характера — процесс длительный и происходит он под влиянием естественных, социокультурных факторов семейного и школьного воспитания.
     На базе нашей муниципальной общеобразовательной школы № 98 Красноярска кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ) была создана экспериментальная лаборатория «Становление нравственно-деятельного характера подрастающего поколения», в которую вошли учёные КГПУ, учителя, ученики, родители. Идейным вдохновителем этой лаборатории является доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, член-корреспондент Российской академии образования Мария Ивановна Шилова.
     В школе учатся дети одарённые, средних способностей, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Проведённый в 2005-2006 учебном году социальный анализ контингента школы показал:
— детей из малообеспеченных семей — 148 (25%);
— детей из многодетных семей — 54 (8%);
— детей из неполных семей — 233 (39, 3%);
— опекаемых детей — 14 (2%);
— детей-сирот — 13 (2%);
— детей-инвалидов — 10 (1,6%).
     Полученные данные свидетельствуют о том, что почти каждый второй ребёнок школы воспитывается одним родителем, а каждый четвёртый живёт в малообеспеченной семье. При этом 41% родителей имеют рабочие специальности; 21% — не работают нигде; 6% — бизнесмены и частные предприниматели.
     Очевидно, что не в каждой семье могут формироваться такие ценности, как целеустремлённость, упорство, трудолюбие и настойчивость в деле, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, создание мотивации успеха.
     Сибирь приютила людей самых разных национальностей, в нашей школе учатся, кроме русских, и татары, и азербайджанцы, и армяне, и таджики. Психологи утверждают, что несовершеннолетний возраст наименее восприимчив к принципам толерантности. Научить детей терпимому отношению к людям других национальностей — очень важно в данной ситуации, а это одна из основных черт сибирского характера — способность находить общий язык в решении самых сложных национальных проблем.
     Уроки по воспитанию черт сибирского характера помогают учащимся в выработке собственной жизненной позиции и в усвоении принципов не только толерантности, но и независимого мышления, критического осмысления и выработки навыков самостоятельных суждений, основанных на признании и уважении прав человека.
     Формированию и развитию представлений и понятий о ценностях сибирского характера может содействовать изучение произведений сибирских писателей, истории Сибири, духовной культуры.
     Ценности сибирского характера не передаются ни по наследству, ни в готовом виде. В образовательном процессе происходит восхождение самой личности к этим ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей. Одной из составляющих этого восхождения можно назвать гуманитарные дисциплины. Как формируется понятие «сибирский характер» в процессе изучения гуманитарных предметов, можно показать на примере изучения литературы.
     Анализ программно-методического материала по литературе показал, что объём текстов произведений сибирских писателей в учебных хрестоматиях минимален. Например, в программе по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой:
5 класс — В.П. Астафьев — «Васюткино озеро»;
6 класс — В.П. Астафьев — «Конь с розовой гривой»,
      В.Г. Распутин — «Уроки французского»;
7 класс — нет вообще;
8 класс — В.П. Астафьев — «Фотография, на которой меня нет»;
9 класс — нет вообще;
10 класс — нет вообще;
11 класс — В.П. Астафьев — «Царь-рыба»,
      В.Г. Распутин — «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» — общий обзор с изучением одной из монографических тем на выбор.
      Таким образом, творчество сибирских писателей по программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой представлено только несколькими произведениями В.П. Астафьева и В.Г. Распутина (всего 6 произведений за 7 лет обучения).
     В программе под редакцией А.Г. Кутузова сибирская литература представлена ещё меньше:
5 класс — В.П. Астафьев — «Васюткино озеро»,
      В.П. Астафьев — «Белогрудка» — для самостоятельного чтения;
6 класс — нет вообще;
7 класс — нет вообще;
8 класс — нет вообще;
9 класс — В.П. Астафьев — «Царь-рыба» или В.Г. Распутин — «Прощание с Матёрой» (на выбор);
10 класс — нет вообще;
11 класс — В.Г. Распутин — «Прощание с Матёрой»,
     В.П. Астафьев — «Царь-рыба», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив» — для самостоятельного чтения;
     А.В. Вампилов — «Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота» — для самостоятельного чтения.
     Таким образом, по данной программе творчество сибирских писателей представлено только произведениями В.П. Астафьева и В.Г. Распутина (3 произведения за 7 лет обучения и рекомендованные для самостоятельного чтения пьесы А.В. Вампилова).
     Проведённый анализ программно-методического материала показывает явную недостаточность материала. Этот недостаток был замечен Главным управлением образования г. Красноярска, и с 2007 года в программный курс изучения литературы в школе в обязательном порядке включён региональный компонент — изучение произведений сибирских писателей. В базисном учебном плане выделено 17 часов. Была составлена примерная программа. На уроках литературы Красноярского края учителя стали знакомить учащихся не только с В.П. Астафьевым, но и с творчеством таких замечательных писателей, как Зорий Яхнин, Николай Устинович, Игнатий Рождественский, Борис Петров и другие.
     Каждый учитель по-своему подходит к изучению литературы Красноярского края. Педагоги нашей школы (МОУ СОШ № 98) работают над формированием понятия «сибирский характер». Как это делается?
      Изучение понятия «сибирский характер» на уроках литературы мы начинаем (в рамках работы в лаборатории) с изучения понятия сущности характера вообще. Учащиеся рассматривают различные ситуации, описываемые в произведении, и делают акцент на то, какие черты характера проявили герои в тех или иных случаях, пользу или вред это принесло, как это характеризует их. Таким образом, выход на понятие «сибирский характер» при изучении гуманитарных предметов явился закономерным.
     Есть устойчивое выражение в России — «сибирский характер», — подразумевающее положительный потенциал. Для начала нужно было выяснить, что старшеклассники понимают под сибирским характером. Была разработана следующая анкета:
1. Что вы понимаете под словосочетанием «сибирский характер»?
2. Какими качествами должен обладать человек с сибирским характером?
3. О ком из литературных героев (или из ваших знакомых) можно сказать, что у него сибирский характер, и почему?
4. Что вас привлекает в сибирском характере?

     В опросе приняло участие 93 старшеклассника школы № 98 г. Красноярска. Результаты можно представить в виде таблицы.

     Таким образом, под «сибирским характером» понимается характер: мужественный, выносливый (31%); стойкий, с большой силой воли (20%); смелый, решительный (19%); закалённый временем и разными ситуациями (12%); закалённый морозами (10%); сильная личность (8%).
     Соответственно, человек с «сибирским характером» должен обладать следующими признаками: смелый, мужественный (20%); суровый, строгий, решительный (14%); стойкий, выносливый (13%); добрый, справедливый, честный (12%); храбрый, расчётливый (12%); упорный, настойчивый (11%); уверенный в себе (7%); выдержанный, терпеливый (5%); оптимистичный (2%); устойчивый к сильным морозам (2%).
     Интересным оказался подбор героев литературных произведений, не сибиряков, характер которых учащиеся назвали «сибирским» по вышеуказанным параметрам: Бирюк, Ермак, Пётр I, дед Мазай, Тарас Бульба, Кутузов, Печорин, Александр Македонский, Илья Муромец.
     Привлекают учащихся в «сибирском характере» такие черты, как: смелость, мужественность, уверенность в себе, патриотизм, выносливость, сила воли, сдержанность, мудрость.
     Сибирь уникальна прежде всего людьми. Суровый климат этого края, необъятные просторы, несомненно, повлияли на формирование сибирского характера. Люди здесь привыкли надеяться только на себя, на свой труд. И это понятно. Ведь освоение Сибири происходило очень непросто. Часто всё решала внутренняя стойкость человека, способность противостоять любым невзгодам. Здесь не любят принимать скоропалительных решений — слишком велика цена ошибок. Поэтому воспитание в детях мужественности, стойкости, решительности очень нужно, а это всё черты сибирского характера.
     Изучая произведения наших земляков, мы прежде всего делаем акцент на то, что это — сибирская литература, поэтому многие географические и исторические названия учащимся знакомы, а если что-то они и не знают, то параллельно расширяется их кругозор. Но основное внимание, конечно же, обращаем на так называемый сибирский менталитет, на жизненные ценности сибиряков, их быт, их речь, их обычаи, их поведение в разных экстремальных ситуациях. Из методики М.И. Шиловой и Н.Ф. Яковлевой («Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера», г. Красноярск, 2004 г.) мы знаем, что характер человека определяется по поступкам; исходя из этого, анализируя разные эпизоды произведений, мы определяем, какой поступок совершает тот или иной герой и как это его характеризует, иногда «примеряем» их поступки на себя — ведь мы тоже сибиряки. То есть внимание учащихся обращается на признаки черт сибирского характера на основе анализа отдельных поступков, явлений, событий. Полнота представлений зависит от информации, совмещения знаний, получаемых из разных источников, на основе чего единичные представления перерастают в более общие, обобщённые.
     Так мы работаем с текстами по формированию образа сибиряка-таёжника, или просто образа сибиряка. В качестве примера одного из таких уроков можно представить урок по изучению рассказа Н. Устиновича «След человека», когда учащиеся по поступкам, совершаемым героем, смогли определить черты его характера, сравнить с поступками других персонажей, обобщить и вывести собирательный образ сибиряка.
     Изучение произведений сибирских писателей помогает сформировать и развить основные нравственные категории сибирского характера. Такая черта характера, как свободолюбие (в широком смысле слова), — очень ёмкое понятие. Свободный человек не признаёт «рабства», — соответственно, и его поведение, его поступки будут поступками, отличными от поступков «рабов». Человек, уважающий свою свободу: свободу слова, свободу поступка и другие виды свобод, — никогда не будет ущемлять свободу другого, не важно — человека или животного. Он будет бережно относиться к природе, ко всему живому, так как знает, что они тоже имеют право на жизнь.
     Сегодня как никогда это чувство нужно воспитывать, укреплять — и на помощь приходят красноярские писатели. Творчество В.П. Астафьева — это тот бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. У Виктора Петровича есть замечательная книга рассказов под названием «Затеси». Этого произведения нет ни в программе по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, ни в программе под редакцией А.Г. Кутузова, но эти рассказы, небольшие по объёму, но очень ёмкие по содержанию, мы посчитали необходимым ввести для изучения в школе в рамках регионального компонента. Это не просто рассказы — это исповедь, представленная в форме коротеньких миниатюр. По этим рассказам очень хорошо работать со старшеклассниками над формированием черт сибирского характера.
     Например, такая черта, как доброта и отзывчивость. Сначала работаем с понятиями. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: «Доброта — стремление делать добро другим»; «Отзывчивость — готовность придти на помощь». Выяснив, кого и по каким критериям можно назвать добрым, а кого — нельзя, обращаемся к анализу рассказа «Хвостик». В произведении речь идёт о жестоком отношении человека к природе, в частности к несчастному суслику, которого гуляющая публика от скуки не просто убивает, а кровью этого ещё живого зверька пишет на газете под заголовком «В защиту природы» циничное слово «Отклик» и ещё живого засовывает в консервную банку с наклейкой «Мясо». Только хвостик, торчащий из банки, и скрюченные задние лапки остались от суслика. Поступок поражает жестокостью, до слёз жалко беззащитного зверька, но ещё страшнее становится от смеха маленького мальчика, увидевшего хвостик мёртвого суслика. Ребёнок не сострадает, ему смешно, и нам, взрослым, от этого не по себе. Такой маленький рассказ — и такое огромное поле для размышлений. Сибиряки-старожилы никогда не убивали зверей просто так, для развлечения. В сибирских семьях с детства закладывалось бережное отношение к природе, так как природа кормила, поила, одевала и обувала. Анализируя этот рассказ, выводим учащихся на понятие нравственных категорий, а затем и на то, что тот, кто широк душой, никогда не совершит подобного произвола. Любящий волю не заполонит другого. Это было свойственно нашим предкам, это нужно воспитывать в себе и нам, потомкам.
     Говоря о доброте и отзывчивости, можно перейти к рассказу «Записка», повествующему о том, как «родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале», вложив в карман записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
     Разные чувства вызывает этот рассказ, но самое сильное — стыд. Стыдно за таких людей. Проводим параллель с сибиряками-старожилами, которые с уважением, с почтением относились к родителям. Уже будучи сами родителями, взрослые «дети» никогда не перечили старшим, учились у них жизни, в таком же почтении воспитывали и своих детей. Учащиеся приводят свои примеры из жизни, из жизни друзей и знакомых. Вместе анализируем разные ситуации и делаем выводы, беря за образец жизнь сибиряков-старожилов, что доброту и отзывчивость по отношению к старшим нужно воспитывать с раннего возраста, тогда не страшно будет стариться, ведь что посеешь, то и пожнёшь.
     Следующая черта характера, свойственная сибирякам, — бережливость, рачительность. Выяснив по тому же толковому словарю значение слов «бережливый» (бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный) и «рачительный» (разумно бережливый), разбираем рассказ В.П. Астафьева «Игра». Всего 8 строк, но какая глубина!
     «Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.
     Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.
     Пряник походил на маленькую далёкую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен».
     Можно много и долго говорить на тему бережного отношения к хлебу, а можно просто прочитать этот коротенький рассказ. И не надо никаких слов — настолько ярко встаёт перед глазами эта картинка игры в хоккей пряником вместо шайбы. Анализируем, делаем выводы, вспоминаем рассказ из повести «Последний поклон» — «Конь с розовой гривой». Пряник «конём» — мечта всех деревенских малышей. Зачитываем то место, когда ребёнок, счастливый и гордый оттого, что ему купили пряник «конём», выходит на улицу и тут же попадает в окружение соседских ребятишек. Сколько сразу почёту и внимания! И вдруг такой пряник — на шайбу! Это просто кощунство. Учащиеся комментируют ситуацию, высказываются и, давая оценку происходящему, уже сами призывают к бережливому отношению к хлебу, к рачительности вообще. Думается, что после такого анализа рассказа «Игра», после возможности посмотреть на ситуацию изнутри учащиеся будут по-другому относиться к хлебу.
     Так на уроках литературы Красноярского края, изучая произведения наших писателей-земляков, учащиеся приобщаются к культуре, традициям и жизни сибиряков, получают информацию о проявлении черт сибирского характера.
     Большую роль в формировании черт сибирского характера играет проведение акций Добра. В МОУ СОШ № 98 проводятся разные акции, направленные на формирование у учащихся прежде всего таких черт, как доброта, отзывчивость. Мы считаем, что эти черты характера являются ключевыми в формировании нравственной личности. Добрый и отзывчивый человек никогда не причинит зло другому. Но именно эти качества характера труднее всего развивать. Казалось бы, чисто теоретически никто не хочет делать плохо другому, но на практике всегда находятся те, кто самоутверждается за счёт других, причиняя, вольно или невольно, боль окружающим. По инициативе учителей и учеников нашей школы проводятся акции добра: «В защиту животных», «Роев Ручей», «Кормушка», — они способствуют формированию гуманного отношения детей к природе и её обитателям. Коллективные творческие дела: «Славянский базар», «Восточный базар», «Бубном шамана ожившие сказки» — вызывают интерес к культуре и традициям народов других национальностей. Занимательная игра «Нехворайка» знакомит учащихся с правилами здорового образа жизни и прививает стремление жить по этим правилам.
     Другим примером является реализация проекта «Дружная семейка» (разработка Е.А. Сафроновой). Проект предполагал работу над воспитанием таких черт характера, как общительность, дружелюбие, коллективизм. Ребята учились сотрудничеству, взаимопониманию, умению уважать других, работать вместе, прислушиваться к мнению одноклассников. Результатом проекта стало создание правил дружбы в каждом классе, и на заключительном этапе ребята, защищая свои проекты, демонстрировали «живые» скульптуры, отражающие единство класса, танцевали хоровод дружбы.
     Примеры интересных и занимательных дел, проводимых с учениками нашей школы, можно продолжить. Помимо этого, дети участвуют в трудовых делах: дежурство в классе и школе, уборка территории, изготовление новогодних игрушек и многое другое. Именно здесь ребёнок попадает в ситуацию проявления вышеназванных черт характера, он сам делает свой выбор: принимать участие в том или ином деле или нет; к нему приходит понимание социальной значимости своих поступков и поступков сверстников.
     В нашей работе по ориентированию школьников на сохранение и развитие ценностей сибирского характера возникает много сложных, спорных вопросов, проблем. Не стоит рассчитывать на получение быстрого результата. Это процесс длительный, требующий совместных усилий школьников, педагогов и родителей, воспитательного пространства социума. Оценить эффективность работы сможет сама жизнь, но снижение числа правонарушений, проявление нашими учащимися активной гражданской позиции — это то малое, с чего начинается движение вперёд.