КНИГИ И ГОДЫ

     Дорожная библиотека Красноярской железной дороги — одна из старейших библиотек в крае. Официально датой её основания считается 1900 год, но процесс создания библиотеки начался ещё раньше.
     Так, газета «Енисей» от 3 мая 1898 года сообщала о том, что начальник Сибирской железной дороги обратился к служащим управления с предложением образовать библиотеку и кабинет для чтения; указывалось, что «…библиотека эта открывается исключительно на средства служащих на следующих основаниях: за пользование книгами и периодическими изданиями устанавливается месячный взнос: по 1-му разряду — 1 р., по 2-му — 65 к. и по 3-му — 40 к. и удерживается ежемесячно из получаемого ими жалованья. Библиотека будет открыта ежедневно от 4 до 51/2 час. дня и от 7 до 9 вечера, а в праздничные от 12 до 3 час. дня, причём вечером и в праздничные дни открыт кабинет для чтения».
     Библиотека выписывает 17 ежедневных газет, 40 еженедельных и 28 журналов, всего на сумму 1000 рублей. «В зависимости от средств, будут также приобретаться книги по всем отделам литературы…» и «…будет возбуждено ходатайство об отпуске из казны пособия с будущего 1889 года».
     В истории библиотеки есть ещё один важный эпизод, о котором мы узнаём из газеты «Красноярский хроникёр» за 3 июля 1911 года: «При Красноярском депо существует библиотека, из которой в прежнее время выдавали книги не только поздним бригадам, а также и слесарям, работающим в депо. Но с приходом нового начальника депо …выдача книг и газет строго запрещена. Очевидно, по мнению просвещённого начальника, дело культуры и прогресса выигрывает, если его рабочие будут тратить свободное время на истребление отечественной монопольки, а не на чтение.
     Ещё более печальна судьба библиотеки, существовавшей когда-то при Красноярских ж.-д. мастерских. Помещение, которое занимала библиотека, понадобилось для каких-то хозяйственных целей, книги перевезли куда-то, а библиотеку временно закрыли, да так и не открывают, несмотря на то, что в мастерских работает более 2000 чел. и что голод духовный рабочими ощущается, пожалуй, с не меньшей остротой, чем голод физический».
     За время своего существования библиотека приобрела много интересных изданий, «имела четыре шкафа различных изданий», пишет «Красноярский голос» в 1912 году. Читатели самостоятельно изыскивали для неё дополнительные средства путём организации благотворительных спектаклей, вечеров и т.д. Библиотека имела своего заведующего из среды служащих.
     В 1912 году библиотека была передана управлению Сибирской железной дороги в качестве отделения. Причиной передачи библиотеки, очевидно, послужило резкое оживление общественной жизни, ухудшение условий труда в жизни железнодорожников и, как следствие, рост возмущения в среде рабочих. А деповская библиотека была «горячей точкой», местом, где рабочие встречались, читали запрещённую литературу, вели крамольные разговоры.
     С 1935 года библиотека, именуемая профсоюзной, находится во Дворце культуры железнодорожников. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны библиотека продолжала работать. Книжный фонд её достиг 30 тысяч экземпляров. И даже в такое трудное время библиотека приобретает 450 экземпляров книг, обслуживает 4700 читателей, выдавая им в год 157600 книг. В 1944 году были созданы 35 библиотечных пунктов на железнодорожных предприятиях. Для читателей проводились лекции, вечера, организовывались книжные выставки.
     С 1951 года в библиотеке работают пять сотрудников, открывается детская библиотека для детей железнодорожников, которой пользуются 2540 человек. В 1961 году библиотека уже располагает книжным фондом до 60 тысяч томов. Введён свободный доступ к книгам. Установлена прочная связь с производственными коллективами. Число передвижных пунктов — 47, в библиотеке — 5400 читателей.
     На протяжении более ста лет библиотека не раз меняла своё название: библиотека железнодорожных мастерских (1917 г.), библиотека ПВРЗ (1934 г.), профсоюзная библиотека станции Красноярск (1977 г.), Центральная библиотека ЦБС профсоюзных библиотек Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги (1978-1980 гг.), Дорожная профсоюзная библиотека дорпрофсожа Красноярской железной дороги.
     Важную роль в организации духовного развития личности, отдыха и досуга железнодорожников и членов их семей сыграли профсоюзы. С 1934 года библиотека работает под руководством профсоюзной организации. Укрепилась связь библиотек с жизнью трудовых коллективов. Железнодорожники оперативно получали информацию о передовом опыте, новых поступлениях, проводились диспуты, вечера, встречи с писателями, устные журналы и разнообразные книжные выставки.
     В 1977 году профсоюзная организация железной дороги проводит централизацию профсоюзных библиотек по отделениям, а в 1981 году — по дороге. Централизация была одним из важных и нужных мероприятий, предпринятых государством и реализованных профсоюзами для развития отрасли. Она не только способствовала упорядочению профсоюзных библиотек на дороге, но и создала совершенно новую систему учреждений, в которых стало возможным централизованное обеспечение необходимой литературой, библиотечной техникой, мебелью, оборудованием. Централизация подняла библиотечное дело на ступеньку выше, усовершенствовалось библиотечное обслуживание железнодорожников и членов их семей.
     Происходящие в российском обществе экономические преобразования коснулись и ведомственных библиотек. Профсоюзные библиотеки, принадлежащие организациям, закрываются по всей России. Но руководители Красноярской железной дороги, профсоюзной организации сохранили библиотечную сеть.
     В 2000 году наша централизованная библиотечная система — центральная библиотека и 15 библиотек на линии — была переименована в ФГУК Дорожную библиотеку, в 2004 году переведена в состав дороги как структурное подразделение, а с 2007 года как социальный объект — в Дирекцию социальной сферы.
     Библиотеки работают по единому плану, основными направлениями в работе являются помощь в организации досуга, информационное обслуживание железнодорожников и членов их семей. Большое внимание уделяется индивидуальной работе.
     Книжный фонд библиотеки составляет ныне более 250 тысяч экземпляров. Библиотека обслуживает около 25 тысяч читателей, из них 91 процент составляют железнодорожники и члены их семей. Ежемесячно библиотеки получают новую литературу, так, за 2006-2007 гг. приобретено более 10 тысяч книг, богат и разнообразен список подписных изданий.
     Гордость Дорожной библиотеки, её «золотой фонд» составляют старинные издания в кожаных переплётах, с золотыми обрезами, тщательно выписанными иллюстрациями, переложенными папиросной бумагой: «Фауст» в переводе А. Фета с пентаграммой на обложке, выпущенный издательством Маркса в 1889 г.; сытинское издание «Войны и мира» Л. Толстого; «Библия в картинках знаменитых мастеров» издательства Суворина; «Энциклопедический словарь» братьев Гранат, который библиофилы называют «выдающейся русской универсальной энциклопедией». Библиотека располагает и многотомным «Энциклопедическим словарём», вышедшим в 1890-1907 годах в Петербурге в издательстве Брокгауза и Эфрона. Большой интерес вызывают книги, изданные И. Сытиным: «Детская энциклопедия» в 10-ти томах и многотомное издание «Отечественная война и русское общество 1812-1912 гг.»; М.Вольфом: «Живописная Россия» — подписное многотомное издание, — и многие другие.
     В последние годы отмечается заметное увеличение посещаемости библиотек, и это закономерно, ведь библиотеки бесплатно предоставляют возможность получения дополнительного образования и проведения досуга.
     В библиотеках проходят творческие встречи с писателями, поэтами, журналистами, интересными людьми. Так, нашим читателям знакомы: А. Чмыхало, Э. Русаков, З. Яхнин, Н. Ерёмин, А. Фёдорова, А. Захарченко, И. Клиновой, В. Зикунов, Б. Петров, Ю. Никотин, В. Кустов и мн. др.
     На базе библиотек созданы и работают 18 клубов по интересам, участников клубов привлекает возможность реализовать свою потребность в общении, найти круг единомышленников, раскрыть творческие способности и организовать свой досуг. Так, клуб «Дачка» три года собирает читателей библиотеки — дачников и садоводов. Здесь получают профессиональные консультации, делятся опытом, участвуют в различных конкурсах, викторинах, получают информацию о книжных новинках, а также изготавливают поделки из природного материала, поют песни и романсы.
     Библиотека со сложившимися традициями осуществляет поиски новых решений, строит планы. Хотелось бы создать новый литературный клуб, который бы объединял авторов разных жанров и читателей нашей библиотеки.

Людмила НЕВЕРКО,

директор Дорожной библиотеки Красноярской железной дороги