Литературный альманах.      Проза.      Поэзия.      Публицистка.      Драматургия.     ©





• Главная
•Редакционный совет
• Авторы

• Гостевая книга
•Контакты

•Новости
•Писатели Енисея
•Уроки классиков
•Интервью с классиком
•Бухта памяти

•Стихи
•Проза
•Очерк,Отклики,Публицистика
•Драматургия

•Литературные конкурсы и премии
•Библиотечка Енисейского литератора
•История литературы










История литературы


НОБЕЛЕВСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ


Общие сведения о Нобелевской премии

29 июня 1900 года в соответствии с распоряжением Альфреда Нобеля была учреждена самая престижная и крупная премия в мире. В 2001 году Нобелевская премия отметила 100-летний юбилей со дня первого присуждения. Присуждение Нобелевской премии — одна из высших оценок деятельности человека. Это единственная международная премия, объединяющая своим именем все гуманистические завоевания человечества — науку, литературу, борьбу за мир, спорт (с 2001 года). Среди лауреатов — 19 российских учёных, писателей, общественных деятелей.

Первые лауреаты Нобелевской премии

Первыми лауреатами Нобелевской премии в 1901 году стали: в области физики — немец В. Рентген, химии — голландец Я. Хендрик Вант-Гофф, медицины — немец Э. Фон Беринг, литературы — французский поэт Ф. А. Сюлли-Прюдом, премию мира получили основатели Международного Красного Креста швейцарец А. Дюнан и француз Ф. Пасси, один из основателей международной Лиги мира.

Альфред Нобель — основоположник премии

Альфред Нобель (1833 — 1896) — шведский химик и промышленник, изобретатель динамита, отдавший все свои силы и сбережения мировой науке, в своём завещании от 27 ноября 1895 г. распорядился учредить на годовые доходы со своего капитала ежегодную денежную премию для лиц, которые своей деятельностью в минувшем году внесли наиболее ценный для человечества вклад в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и укрепления мира. Нобелевский комитет решил с 2001 года присуждать премии в области спорта за выдающиеся заслуги. В 1867 г. в печати появилось сообщение, что Альфред Нобель получил патент на изобретение динамита — нового взрывчатого вещества, безопасного при применении и хранении. С помощью его открытия стало возможно осуществить грандиозные проекты: прокладку Альпийского туннеля на Сен-Готардской железной дороге, Коринфского канала в Германии, расчистку русла Дуная, удаление подводных скал в Хелл-Гейте (Нью-Йорк). Динамит стал средством ведения буровых работ на Бакинских нефтепромыслах, которыми занимались братья Альфреда — Роберт и Людвиг. Патенты по динамиту раскупались по всему миру, но Альфред Нобель противился использованию своих открытий в военных целях. Он был известным пацифистом и поддерживал связи с общественными деятелями, которые вели подготовку конгресса в защиту мира. Умер в 1896 году от кровоизлияния в мозг.

Нобелевский фонд

Созданный в 1900 году в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля Нобелевский фонд является независимой неправительственной организацией, в чью компетенцию входит главным образом обеспечение финансовой основы деятельности, связанной с награждением лауреатов, а также представление интересов учреждений, присуждающих Нобелевские премии, и подготовка ежегодной церемонии вручения наград. В завещании написано: «Всё оставшееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты от которого будут выдаваться тем, кто принёс наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять частей: первая часть — тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая — тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии и медицины; четвёртая — создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы; пятая — тому, кто внесёт весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирным договорённостям». Нобелевская премия содержит большое денежное вознаграждение. Доходы от капитала делились сначала на пять частей, как и завещал Альфред Нобель, а с 1968 г. к пяти традиционным Нобелевским премиям добавилась ежегодная Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля, учреждённая по инициативе Шведского банка. Величина Нобелевской премии в 2000 году — 7,9 млн. шведских крон, это составляет 26 млн. рублей или около 1 млн. долларов.

Порядок присуждения премии

Правила, регламентирующие порядок присуждения Нобелевской премии, несколько отличаются от процедуры, намеченной Нобелем в своём завещании. Это позволяет присуждать награды не только за работы, выполненные в истекшем году, но также и за более ранние работы, если их значимость стала очевидной лишь в последнее время. Такое толкование условий завещания сделало процедуру отбора кандидатов более приемлемой как для учреждений, присуждающих премии, так и для мирового общественного мнения.
Процесс отбора и утверждения кандидатов очень сложен, и основные его этапы проходят в обстановке строгой конфиденциальности. Предварительным отбором и подготовкой рекомендаций занимаются шесть Нобелевских комитетов. К ним относятся три комитета — по физике, химии и экономике — при Шведской академии и норвежском стортинге. В состав каждого комитета входят по пять человек, которые могут привлекать со стороны независимых экспертов. По результатам своей работы комитеты составляют конфиденциальные отчёты и вместе с рекомендациями по кандидатурам передают их в вышестоящие инстанции для проведения окончательного отбора и утверждения лауреатов.
Имена новых нобелевских лауреатов, как правило, публикуются в день рождения Альфреда Нобеля — 21 октября, а Нобелевская премия вручается в Стокгольме, столице Швеции, в день смерти Альфреда Нобеля — 10 декабря. Этот день считается в Швеции Днём Нобеля, в честь этого праздника поднимается национальный флаг.

Всемирное значение Нобелевской премии

Число всевозможных премий, которыми награждают за открытия и изобретения, перевалило сегодня за сотню. Они охватывают практически всю сферу научной деятельности современных исследований. Но Нобелевская премия остаётся вершиной иерархической лестницы научного Олимпа. Это единственная международная премия, объединяющая своим именем все гуманистические завоевания человечества — науку, литературу, борьбу за мир, а теперь и спорт.

Нобелевская премия по литературе


Список лауреатов:


1901год. 1. Рене Сюлли-Прюдом (Франция).

«За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».

1902 год. 2.Теодор Моммзен (Германия).

«За монументальный труд "Римская история"».

1903 год. 3. Бьёрнстьерне Бьёрнсон (Норвегия).

«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».

1904 год. 4-5. Фредерик Мистраль (Франция).

«За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».

4-5. Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре (Испания).

«За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».

1905 год. 6. Генрик Сенкевич (Польша).

«За выдающиеся заслуги в области эпоса».

1906 год. 7. Джозуэ Кардуччи (Италия).

«За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».

1907 год. 8. Джозеф Редьярд Киплинг (Великобритания).

«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

1908 год. 9. Рудольф Кристоф Эйкен (Германия).

«За серьёзные поиски истины, всепроникающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».

1909 год. 10. Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф (Швеция).

«Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

1910 год. 11. Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе (Германия).

«За художественность, идеализм, как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».

1911 год. 12. Морис Метерлинк (Бельгия).

«За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».

1912 год. 13. Герхарт Иоханн Роберт Гауптман (Германия).

«В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».

1913 год. 14. Рабиндранат Тагор (Индия).

«За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление».

1914 год. Премия не присуждалась.

1915 год. 15. Ромен Роллан (Франция).

«За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

1916 год. 16. Карл Густав Вернер фон Хейденстам (Швеция).

«Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».

1917 год. 17-18. Карл Адольф Гьеллеруп (Дания).

«За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».

17-18. Хенрик Понтоппидан (Дания).

«За правдивое описание современной жизни Дании».

1918 год. Премия не присуждалась.

1919 год. 19. Карл Шпиттелер (Швейцария).

«За несравненный эпос "Олимпийская весна"».

1920 год. 20. Кнут Гамсун (Норвегия).

«За монументальное произведение "Соки земли" о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».

1921 год. 21. Анатоль Франс (Франция).

«За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».

1922 год. 22. Хасинто Бенавенте-и-Мартинес (Испания).

«За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы».

1923 год. 23. Уильям Батлер Йитс (Ирландия).

«За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух».

1924 год. 24. Владислав Станислав Реймонт (Польша).

«За выдающийся национальный эпос-роман "Мужики"».

1925 год. 25. Джордж Бернард Шоу (Великобритания).

«За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

1926 год. 26. Грация Деледда (Италия).

«За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».

1927 год. 27. Анри Бергсон (Франция).

«В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены».

1928 год. 28. Сигрид Унсет (Норвегия).

«За запоминающееся описание скандинавского средневековья».

1929 год. 29. Томас Манн (Германия).

«За великий роман "Будденброки", который стал классикой современной литературы».

1930 год. 30. Гарри Синклер Льюис (США).

«За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».

1931 год. 31. Эрик Аксель Карлфельдт (Швеция).

«За его поэзию (посмертно)».

1932 год. 32. Джон Голсуорси (Великобритания).

«За высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"».

1933 год. 33. Иван Алексеевич БУНИН (Россия).

«За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

1934 год. 34. Луиджи Пиранделло (Италия).

«За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

1935 год. Премия не присуждалась.

1936 год. 35. Юджин О’Нил (США).

«За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».

1937 год. 36. Роже Мартен дю Гар (Франция).

«За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».

1938 год. 37. Перл Бак (США).

«За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры».

1939 год. 38. Франс Эмил Силланпя (Финляндия).

«За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».

1940-1943 годы. Премия не присуждалась.

1944 год. 39. Йоханнес Вильхельм Йенсен (Дания).

«За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».

1945 год. 40. Габриэла Мистраль (Чили).

«За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».

1946 год. 41. Герман Гессе (Германия).

«За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

1947 год. 42. Андре Жид (Франция).

«За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».

1948 год. 43. Томас Стернз Элиот (Великобритания).

«За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».

1949 год. 44. Уильям Фолкнер (США).

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».

1950 год. 45. Бертран Артур Уильям Рассел (Великобритания).

«Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе».

1951 год. 46. Пер Фабиан Лагерквист (Швеция).

«За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством».

1952 год. 47. Франсуа Мориак (Франция).

«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».

1953 год. 48. Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (Великобритания).

«За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».

1954 год. 49. Эрнест Миллер Хемингуэй (США).

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в "Старике и море"».

1955 год. 50. Халлдор Кильян Лакснесс (Исландия).

«За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии».

1956 год. 51. Хуан Рамон Хименес (Испания).

«За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».

1957 год. 52. Альбер Камю (Франция).

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

1958 год. 53. Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (СССР).

«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». (От премии отказался.)

1959 год. 54. Сальваторе Квазимодо (Италия).

«За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени».

1960 год. 55. Сен-Жон Перс (Франция).

«За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени».

1961 год. 56. Иво Андрич (Югославия).

«За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны».

1962 год. 57. Джон Стейнбек (США).

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».

1963 год. 58. Йоргос Сеферис (Греция).

«За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов».

1964 год. 59. Жан Поль Сартр (Франция).

«За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». (От премии отказался.)

1965 год. 60. Михаил Александрович ШОЛОХОВ (СССР).

«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

1966 год. 61-62. Шмуэль Йосеф Агнон (Израиль).

«За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами».

61-62. Нелли Закс (Германия, Швеция).

«За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».

1967 год. 63. Мигель Анхель Астуриас (Гватемала).

«За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки».

1968 год. 64. Ясунари Кавабата (Япония).

«За писательское мастерство, которое передаёт сущность японского сознания».

1969 год. 65. Сэмюэль Беккет (Ирландия).

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».

1970 год. 66. Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (СССР).

«За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

1971 год. 67. Пабло Неруда (Чили).

«За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».

1972 год. 68. Генрих Бёлль (Германия).

«За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».

1973 год. 69. Патрик Уайт (Австралия).

«За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк».

1974 год. 70-71. Эйвинд Юнсон (Швеция).

«За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».

70-71. Харри Мартинсон (Швеция).

«За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса».

1975 год. 72. Эудженио Монтале (Италия).

«За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишённых иллюзий».

1976 год. 73. Сол Беллоу (Канада. США).

«За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве».

1977 год. 74. Висенте Алейксандре (Испания).

«За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».

1978 год. 75. Исаак Башевис Зингер (Польша, США).

«За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы».

1979 год. 76. Одисеас Элитис (Греция).

«За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость».

1980 год. 77. Чеслав Милош (Польша, США).

«Который с бесстрашным ясновидением показал незащищённость человека в мире, раздираемом конфликтами».

1981. 78. Элиас Канетти (Австрия).

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

1982 год. 79. Габриэль Гарсиа Маркес (Колумбия).

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

1983 год. 80. Уильям Голдинг (Великобритания).

«За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».

1984 год. 81. Ярослав Сейферт (Чехословакия).

«За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека».

1985 год. 82. Клод Симон (Франция).

«За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал».

1986 год. 83. Воле Шойинка (Нигерия).

«За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».

1987 год. 84. Иосиф Александрович БРОДСКИЙ (СССР, США).

«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

1988 год. 85. Нагиб Махфуз (Египет).

«За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».

1989 год. 86. Камило Хосе Села (Испания).

«За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости».

1990 год. 87. Октавио Пас (Мексика).

«За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».

1991 год. 88. Надин Гордимер (ЮАР).

«Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству».

1992 год. 89. Дерек Уолкотт (Тринидад и Тобаго).

«За блестящий образец карибского эпоса в 64 разделах».

1993 год. 90. Тони Моррисон (США).

«Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».
1994 год. 91. Кэндзабуро Оэ (Япония).

«За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».

1995 год. 92. Шеймас Хини (Великобритания).

«За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».

1996 год. 93. Вислава Шимборска (Польша).

«За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».

1997 год. 94. Дарио Фо (Италия).

«За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетённых».

1998 год. 95. Жозе Сарамагу (Португалия).

«За работы, которые, используя притчи, подкреплённые воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность».

1999 год. 96. Гюнтер Грасс (Германия).

«За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».

2000 год. 97. Гао Синцянь (Китай).

«Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».

2001 год.98. Видиадхар Сурайпрасад Найпол (Тринидад и Тобаго, Великобритания).

«За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».

2002 год. 99. Имре Кертес (Венгрия).

«В своём творчестве Кертес даёт ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество всё активнее подчиняет себе личность».

2003 год. 100. Джон Максвелл Кутзее (ЮАР).

«Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия».

2004 год. 101. Эльфрида Елинек (Австрия).

«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».

2005 год. 102. Гарольд Пинтер (Великобритания).

«В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».

2006 год. 103. Орхан Памук (Турция).

«В своём творчестве "в поисках меланхоличной души родного города обнаружил новые символы столкновения и переплетения культур"».

2007 год. 104. Дорис Лессинг (Великобритания).

«В эпических произведениях писательница с присущим ей женским опытом, скептицизмом и провидческой силой подвергла анализу современную раздробленную цивилизацию».

2008 год. 105. Жан-Мари Гюстав Ле Клезио (Франция).

«Певцу постоянного движения поэтической авантюры и чувственного экстаза, исследователю человечества вне и ниже господствующей цивилизации».

С 1901 по 2008 гг. премия в области литературы 81 раз присуждалась европейским литераторам, представителям Северной Америки она доставалась 11 раз, Азии — пять, Африки — четыре, Латинской Америки — три раза, Австралии — один раз. 11 лауреатов — женщины, остальные 94 — мужчины. 24 из них писали или пишут на английском языке, 12 — на французском, 10 — на немецком, шесть — на шведском и пять — на русском языке.
Имена кандидатов на престижную номинацию имеют право предлагать члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии предыдущих лет и председатели писательских организаций.
Каждый год в октябре члены Шведской академии рассылают 600-700 приглашений своим коллегам в разных странах с тем, чтобы они предложили кандидатов на Нобелевскую премию. Сделать это они должны до 31 января, чтобы Шведская академия в течение весны смогла сначала определить в этом списке, обычно состоящем из 350 имён, 20 наиболее достойных писателей, а потом сократить его до пяти. За лето члены Шведской академии ещё раз должны ознакомиться с творчеством номинантов, чтобы обсудить их кандидатуры осенью. Новый лауреат выбирается голосованием на заседании за полтора часа до обнародования его имени.







на сайте на Народ.Ру на Яндексе











Rambler's Top100




Hosted by uCoz